Грегори, Джованни Лоренцо
1663 - 1745
Назад
Gregori, Giovanni Lorenzo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Лоренцо Грегори был итальянским композитором, музыкальным теоретиком и скрипачом. Он принадлежал к музыкальной среде города Лука, где провёл всю свою жизнь и где сформировалась его профессиональная деятельность. В 1688 году он был назначен скрипачом в Дворцовую капеллу города Луки, где служил до 1742 года. Его уход с должности был вызван ухудшением здоровья, после чего он передал пост своему сыну Анджело Паолино.
В последние годы жизни Грегори продолжал работать как скрипач в музыкальной капелле церкви Святой Марии Кортэорландини. Композиторская деятельность занимала его нерегулярно, и наиболее плодотворный период приходится на годы активной издательской деятельности его брата Бартоломео, занимавшегося музыкальной печатью в Луке с конца 1690-х годов. Джованни Лоренцо активно участвовал в этих начинаниях, ходатайствовал перед правительством Республики Лука о субсидиях, а первые издания, вышедшие под пометой «per i Gregorj», включали его трактат для начинающих музыкантов и собрание кантат композитора Франческо Гаспарини.
Грегори создал несколько ораторий, вероятно предназначенных для праздничных богослужений в храме Святой Марии Кортэорландини. Музыка пяти таких произведений, в том числе тех, для которых он сам писал текст, не сохранилась. Как педагог и теоретик Грегори пользовался признанием: его учебное пособие для начинающих и трактат по церковному пению переиздавались многократно и получили широкое распространение.
Наиболее известные инструментальные произведения Грегори — цикл концертов, в котором впервые в истории музыкального издания появилось собирательное обозначение «большие концерты». В посвящении композитор пояснял, что в открытых фрагментах допускается удвоение партий скрипок, что определяло ансамблевый характер исполнения. Хотя эти концерты не отличаются глубиной замысла и оригинальностью, особенно в сравнении с произведениями его современников, они важны в истории формы благодаря новаторскому приёму создания отдельной партии для группы исполнителей, что расширяло выразительные возможности композиции.
Камерно-вокальные сочинения Грегори демонстрируют более яркие черты его индивидуального стиля. Его сборник песен во французском вкусе был составлен из тридцати семи небольших пьес, каждая из которых строится из двух повторяющихся разделов, выдержанных в танцевальном ритме, характерном для французской музыкальной традиции. Среди них встречаются менуэты, бурре, ригодоны и другие танцы, названия которых композитор передавал в итальянизированной форме. Восемнадцать пьес объединены в пары, большинство написано для сопрано с басом, некоторые — для альта, также имеются дуэты. Камерные кантаты Грегори относятся к традиционному типу сольной кантаты с чередованием речитативных и арийных разделов; одна из них использует мелодическую формулу, связанную с танцем фолия, и открывается шутливой строкой.
Помимо композиции, важной частью деятельности Грегори была педагогика и теория музыки. Его учебные пособия отражают стремление систематизировать основы музыкальной грамоты и церковного пения для начинающих, что обеспечило им устойчивую популярность.
Оратории
Камерная вокальная музыка
Инструментальная музыка
Кантаты с basso continuo
Ноты сочинений Джованни Лоренцо Грегори на сайте библиотеки IMSLP