Грин, Морис
1696 - 1755
Назад
Морис Грин (Maurice Greene) - Английский композитор и органист
Родился 12 августа 1696 года, Лондон - умер 1 декабря 1755, Лондон.
Хотя его помнят в основном за его церковную музыку, он также был важным композитором клавишной музыки, песен и расширенных вокальных произведений. Грин происходил из зажиточной семьи, которая, утверждая, что ведет свое происхождение от средневековых Гринов из Гринс-Нортона, Нортгемптоншир, владела поместьями в Эссексе с конца XVI века. Его дед, Джон Грин (1616-1659), был регистратором Лондонского сити; его отец, преподобный Томас Грин (1648-1720), капеллан Королевской капеллы и каноник Солсбери, был викарием лондонских приходов Святого Олава Джеври и святого Мартина Помероя. Говорят, что Морис, будучи младшим из семерых детей, воспитывался в хоре собора Святого Павла под руководством Джереми Кларка (i) и Чарльза Кинга, а в 1710 году, когда у него сломался голос, был отдан в распоряжение Ричарда Бринда, органиста собора после смерти Кларка в декабре 1707 год. В марте 1714 года Грин получил свое первое назначение органистом церкви Святого Данстана на Западе, на Флит-стрит, а в феврале 1718 года он также стал органистом церкви Святого Андрея в Холборне, ранее эту должность занимал Дэниел Перселл. Месяц спустя Бринд умер, и Грин сразу же был избран его преемником в соборе Святого Павла. Хотя формально Грин был викарием-хормейстером, он, как органист, отвечал не только за ежедневные службы в соборе, но и за музыку на ежегодном фестивале сынов духовенства, и в этом качестве он сочинил множество масштабных оркестровых гимнов, а иногда и аранжировок Te Deum. К этому же времени Грин сблизился с Генделем, который, по-видимому, питал особую симпатию к органу в соборе Святого Павла и был частым посетителем собора. Позже они поссорились так сильно, что, по словам Берни, "на протяжении многих лет своей жизни [Гендель] никогда не отзывался о [Грине] без какого-нибудь оскорбительного эпитета’. Брак Грина с Мэри Диллингем (1699-1767), двоюродной сестрой Джереми Кларка, должно быть, состоялся вскоре после его назначения в колледж Святого Павла, поскольку первый из их пятерых детей родился в мае следующего года. В 1722 году семья сняла дом в Бофорт-Билдингс недалеко от Стрэнда, где Грин жил до своей смерти. В дополнение к своим обязанностям в кафедральном соборе и преподавательской работе – Трэверс, Бойс и Стэнли были одними из его первых учеников – Грин также активно занимался светской музыкой, будучи одним из основателей (вместе с Тэлботом Янгом) Общества Касл, а также Академии центр старинной музыки, на еженедельных собраниях которого исполнялись, по крайней мере, некоторые произведения самого Грина. Однако вскоре он оказался втянут в знаменитое дело Бонончини, которое в 1731 году внесло раскол в ряды академиков и, по словам Хокинса, "наделало много шума в музыкальном мире’. Как исполнитель обмана, с помощью которого Джованни Бонончини пытался выдать мадригал Лотти за свой собственный, Грин оказался в проигрыше и быстро ушел из академии, забрав с собой мальчиков из колледжа Святого Павла и многих лучших исполнителей общества. Затем они создали конкурирующую организацию "Академия Аполлона" в таверне "Дьявол" на Флит-стрит, которая, по-видимому, была посвящена главным образом интересам трех своих ведущих композиторов-членов - Грина, Бойса и Фестинга. В 1738 году вместе с Фестингом Грин также сыграл важную роль в создании Фонда поддержки музыкантов Decay'd и их семей (позже Королевского общества музыкантов). В следующем году Грин создал 25 "Аморетти" Спенсера, посвященных его главной покровительнице, герцогине Ньюкаслской. То, что Грина с готовностью приняли в высших эшелонах общества, пожалуй, несколько удивительно, учитывая его физическое уродство – по–видимому, какую-то форму сколиоза, - которое, хотя и не видно ни на одном из трех сохранившихся портретов, засвидетельствовано Берни и другим независимым свидетелем. После смерти Крофта в августе 1727 года Грин был назначен органистом и композитором Королевской капеллы. Хотя он был наиболее подходящим кандидатом на эту должность, его успех в ее получении, возможно, был в какой-то мере обусловлен поддержкой герцога Ньюкаслского, бывшего лорда-камергера, а ныне, в качестве государственного секретаря, одного из самых влиятельных членов администрации Уолпола. Королевская семья, однако, оставалась непоколебимой в своей поддержке Генделя, и всякий раз, когда речь заходила об их собственных интересах, именно Генделя, а не Грина приглашали петь гимны на этом мероприятии. 6 июля 1730 года новое здание Сената в Кембридже открылось исполнением оды Поупа в День святой Цецилии в постановке Грина, специально адаптированной самим поэтом для этого случая. На следующий день композитор был официально признан "доктором музыки" и, "в знак уважения к его исполнению", вскоре после этого был назначен профессором музыки - чисто почетная должность, которая оставалась вакантной после смерти Тудуэя в ноябре 1726 года. В январе 1735 года он возглавил Королевскую музыкальную школу. Грин, которому еще не исполнилось 40 лет, занимал все главные музыкальные посты в стране. Утвердившись таким образом, он начал серию публикаций. Первым изданием стал "The Chaplet" - сборник из 12 английских песен, изданный анонимно в 1738 году. (Более ранний сборник "Уроков игры на клавесине" был похищен и напечатан Дэниелом Райтом, а также Уолшем в 1733 году, но композитор публично отрекся от него.) Из нескольких последовавших за этим томов вокальной и инструментальной музыки наиболее важным является Сорок избранных гимнов, опубликованных по подписке в январе 1743 года и дающих представление о творческой деятельности Грина в этой области в течение всего периода с 1719 по 1742 год. В подавляющем большинстве сольных и стихотворных гимнов его содержание ясно демонстрирует склонность современного вкуса к сольному вокалу, и жаль, что наше современное пристрастие к полному стилю как таковому до сих пор не позволяло большинству комментаторов оценить достоинства сборника в целом, хотя, конечно, не в такой степени. общепризнанные шедевры, как Господь, дай мне знать, что моя работа закончилась, и, о, хлопни в ладоши. К этим поздним годам также относятся оратории Грина и другие полудраматические произведения, в основном на либретто Джона Ходли, сына епископа Ходли, выдающегося священника XVIII века (см. иллюстрацию). В январе 1750 года Кэтрин Грин (1729-1797), единственная оставшаяся в живых дочь композитора, вышла замуж за преподобного Майкла Фестинга, сына одного из старейших друзей и коллег Грина по профессии. Примерно в это же время здоровье Грина начало ухудшаться: Академия Аполло была расформирована, а руководство фестивалем "Сыновья духовенства" перешло к Бойсу. Два года спустя, будучи единственным оставшимся в семье мужчиной, Грин унаследовал родовые поместья в Эссексе. Последние годы его жизни были в основном заняты подготовкой к созданию коллекции церковной музыки, древней и современной, экземпляры которой он, по-видимому, намеревался подарить каждому собору Англии. После объявления об этих предложениях Джон Олкок, который обдумывал аналогичное предприятие, великодушно передал некоторые из своих материалов Грину, который не дожил до завершения своего грандиозного замысла, но умер, оставив всю свою библиотеку Бойсу, после смерти которого (в 1779 году) она была продана на аукционе. Однако мнение о том, что Грин в своем завещании возложил на Бойса обязанность закончить произведение, известное теперь как "Соборная музыка Бойса", ошибочно. После сноса еврейского собора Святого Олава в 1888 году останки композитора были перенесены в собор Святого Павла, где теперь они покоятся в одной могиле с останками Бойса. Посмертная репутация Грина сильно пострадала из-за резкой критики Берни его музыки и вкрадчивых и зачастую злобных комментариев Хокинса о характере самого Грина; последующие историки бесконечно пересказывали и то, и другое. По словам Берни, Грин был "постоянным посетителем оперы и чутким наблюдателем за улучшениями в композиции и исполнении, которые Гендель и итальянские певцы, задействованные в его драмах, привнесли в эту страну’. Его музыка, как правило, жизнерадостная и привлекательно мелодичная, таким образом, более элегантна и отточена, чем у почти всех его непосредственных предшественников и современников, хотя и несколько менее свежая и добродушная – возможно, не столь специфически английская, – чем у Бойса. Его естественная манера выражения, как и у Генделя, была основана на космополитическом французском языке того времени, по сути, итальянском стиле, восходящем, в конечном счете, к Корелли: диатонический контрапункт, основанный на гармонии, тонально организованный и артикулируемый стереотипными каденционными формулами, с последовательностями, паузами и приподнятыми образцами, более или менее похожими друг на друга. постоянная особенность. Контрапункт Грина, хотя и не всегда безупречен в деталях техники или особенно выдающийся в изобретательности, обычно плавен и уверен, его гармония сдержанна и в основном лишена авантюрности, за исключением тех случаев, когда есть возможность для драматизма. Иногда, как в "Песне о Деборе и Бараке", его яркая творческая реакция на слова и ситуацию наводит на мысль, что при более благоприятных обстоятельствах он, возможно, стал бы успешным оперным композитором. Он также обладал настоящим талантом обращения с масштабными хоровыми и оркестровыми ресурсами, и ряд его расширенных праздничных гимнов, таких как гимн Генделя, сочетают в себе великолепие эффекта с простейшими техническими средствами и демонстрируют широкую полифонию и массивное величие, которые в точности отражают крепкий, уверенный в себе дух группы. возраст.
Ноты сочинений Мориса Грина на сайте библиотеки IMSLP