Грин, Морис
1696 - 1755

Назад

Greene, Maurice

Портрет композитора Морис Грин

  • Дата рождения: 12 августа 1696 г.
  • Место рождения: Лондон, Англия
  • Дата смерти: 1 декабря 1755 г.
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Морис Грин был английским композитором и органистом. Хотя его помнят в основном за церковную музыку, он также был важным композитором клавишной музыки, песен и крупных вокальных произведений. Грин происходил из зажиточной семьи, которая, утверждая происхождение от средневековых Гринов из Гринс-Нортона, Нортгемптоншир, владела поместьями в Эссексе с конца XVI века. Его дед, Джон Грин (1616-1659), был регистратором Лондонского Сити; его отец, преподобный Томас Грин (1648-1720), капеллан Королевской капеллы и каноник Солсбери, был викарием лондонских приходов Святого Олава Джеври и Святого Мартина Помероя. Морис, будучи младшим из семерых детей, воспитывался в хоре собора Святого Павла под руководством Джереми Кларка (i) и Чарльза Кинга, а в 1710 году, когда у него сломался голос, был отдан в обучение к Ричарду Бринду, органисту собора после смерти Кларка в декабре 1707 года.

В марте 1714 года Грин получил свое первое назначение органистом церкви Святого Данстана на Западе на Флит-стрит, а в феврале 1718 года он также стал органистом церкви Святого Андрея в Холборне, ранее эту должность занимал Дэниел Перселл. Месяц спустя Бринд умер, и Грин сразу же был избран его преемником в соборе Святого Павла. Хотя формально Грин был викарием-хоралом, он, как органист, отвечал не только за ежедневные службы в соборе, но и за музыку на ежегодном Фестивале сыновей духовенства, и в этом качестве он сочинил множество масштабных оркестровых гимнов, а иногда и обработок "Те Deum". К этому времени Грин также сблизился с Генделем, который, по-видимому, питал особую симпатию к органу в соборе Святого Павла и был частым посетителем собора. Позже они поссорились так сильно, что, по словам Берни, "на протяжении многих лет своей жизни [Гендель] никогда не отзывался о [Грине] без какого-нибудь оскорбительного эпитета".

Брак Грина с Мэри Диллингем (1699-1767), двоюродной сестрой Джереми Кларка, состоялся вскоре после его назначения в собор Святого Павла, поскольку первый из их пятерых детей родился в мае следующего года. В 1722 году семья сняла дом в Бофорт-Билдингс недалеко от Стрэнда, где Грин жил до своей смерти. В дополнение к своим обязанностям в соборе и преподавательской работе - Трэверс, Бойс и Стэнли были одними из его первых учеников - Грин также активно занимался светской музыкой, будучи одним из основателей (вместе с Тэлботом Янгом) Общества Касл, а также Академии старинной музыки, на еженедельных собраниях которой исполнялись, по крайней мере, некоторые произведения самого Грина. Однако вскоре он оказался втянут в знаменитое дело Бонончини, которое в 1731 году внесло раскол в ряды академиков и, по словам Хокинса, "наделало много шума в музыкальном мире". Будучи исполнителем обмана, с помощью которого Джованни Бонончини пытался выдать мадригал Лотти за свой собственный, Грин оказался в проигрыше и быстро ушел из академии, забрав с собой хористов собора Святого Павла и многих лучших исполнителей общества. Затем они создали конкурирующую организацию "Академия Аполлона" в таверне "Дьявол" на Флит-стрит, которая была посвящена главным образом интересам трех своих ведущих композиторов-членов - Грина, Бойса и Фестинга. В 1738 году вместе с Фестингом Грин также сыграл важную роль в создании Фонда поддержки нуждающихся музыкантов и их семей (позже Королевского общества музыкантов).

В следующем году Грин создал 25 "Аморетти" Спенсера, посвященных его главной покровительнице, герцогине Ньюкаслской. То, что Грина с готовностью приняли в высших эшелонах общества, пожалуй, несколько удивительно, учитывая его физическое уродство - по-видимому, какую-то форму сколиоза, - которое, хотя и не видно ни на одном из трех сохранившихся портретов, засвидетельствовано Берни и другим независимым свидетелем. После смерти Крофта в августе 1727 года Грин был назначен органистом и композитором Королевской капеллы. Хотя он был наиболее подходящим кандидатом на эту должность, его успех в ее получении, возможно, был в какой-то мере обусловлен поддержкой герцога Ньюкаслского, бывшего лорда-камергера, а ныне, в качестве государственного секретаря, одного из самых влиятельных членов администрации Уолпола. Королевская семья, однако, оставалась непоколебимой в своей поддержке Генделя, и всякий раз, когда речь заходила об их собственных интересах, именно Генделя, а не Грина приглашали петь гимны на мероприятиях.

6 июля 1730 года новое здание Сената в Кембридже открылось исполнением оды Поупа в День святой Цецилии в постановке Грина, специально адаптированной самим поэтом для этого случая. На следующий день композитор был официально признан "доктором музыки" и, "в знак уважения к его исполнению", вскоре после этого был назначен профессором музыки - чисто почетная должность, которая оставалась вакантной после смерти Тудуэя в ноябре 1726 года. В январе 1735 года он возглавил Королевскую музыкальную школу. Грин, которому еще не исполнилось 40 лет, занимал все главные музыкальные посты в стране.

Утвердившись таким образом, он начал серию публикаций. Первым изданием стал "Венок" - сборник из 12 английских песен, изданный анонимно в 1738 году. Из нескольких последовавших за этим томов вокальной и инструментальной музыки наиболее важным является "Сорок избранных гимнов", опубликованных по подписке в январе 1743 года и дающих представление о творческой деятельности Грина в этой области в течение всего периода с 1719 по 1742 год. К этим поздним годам также относятся оратории Грина и другие полудраматические произведения, в основном на либретто Джона Ходли.

В январе 1750 года Кэтрин Грин (1729-1797), единственная оставшаяся в живых дочь композитора, вышла замуж за преподобного Майкла Фестинга, сына одного из старейших друзей и коллег Грина по профессии. Примерно в это же время здоровье Грина начало ухудшаться: Академия Аполло была расформирована, а руководство Фестивалем сыновей духовенства перешло к Бойсу. Два года спустя, будучи единственным оставшимся в семье мужчиной, Грин унаследовал родовые поместья в Эссексе. Последние годы его жизни были в основном заняты подготовкой к созданию коллекции церковной музыки, древней и современной. После сноса церкви Святого Олава Джеври в 1888 году останки композитора были перенесены в собор Святого Павла, где теперь они покоятся в одной могиле с останками Бойса.

Творчество

Посмертная репутация Грина сильно пострадала из-за резкой критики Берни его музыки и комментариев Хокинса о характере самого Грина. По словам Берни, Грин был "постоянным посетителем оперы и чутким наблюдателем за улучшениями в композиции и исполнении, которые Гендель и итальянские певцы, задействованные в его драмах, привнесли в эту страну". Его музыка, как правило, жизнерадостная и привлекательно мелодичная, таким образом, более элегантна и отточена, чем у почти всех его непосредственных предшественников и современников. Его естественная манера выражения была основана на космополитическом французском языке того времени, по сути, итальянском стиле, восходящем, в конечном счете, к Корелли: диатонический контрапункт, основанный на гармонии, тонально организованный и артикулируемый стереотипными каденционными формулами. Контрапункт Грина, хотя и не всегда безупречен в деталях техники, обычно плавен и уверен, его гармония сдержанна и в основном лишена авантюрности, за исключением тех случаев, когда есть возможность для драматизма. Иногда, как в "Песне о Деборе и Бараке", его яркая творческая реакция на слова и ситуацию наводит на мысль, что при более благоприятных обстоятельствах он, возможно, стал бы успешным оперным композитором. Он также обладал настоящим талантом обращения с масштабными хоровыми и оркестровыми ресурсами, и ряд его расширенных праздничных гимнов сочетают в себе великолепие эффекта с простейшими техническими средствами.

Произведения

Сборники

  • "Венок" ("The Chaplet"), сборник из 12 английских песен (1738)
  • "Сорок избранных гимнов" ("Forty Select Anthems") (1743)

Крупные произведения

  • "Песнь о Деборе и Бараке" ("The Song of Deborah and Barak")
  • Оратории и полудраматические произведения на либретто Джона Ходли

Духовная музыка

  • Многочисленные оркестровые гимны
  • Обработки "Te Deum"

Ноты сочинений Мориса Грина на сайте библиотеки IMSLP