Гребер, Якоб
.... - 1731
Назад
Greber, Jakob
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Якоб Гребер был немецким композитором. Согласно дополнению к работе "Сравнение французской и итальянской музыки и оперы" (Лондон, 1709; изд. О. Странк, MQ, xxxii, 1946, стр. 411), английской версии "Параллели итальянцев и французов" Франсуа Рагене, он изучал композицию в Италии до своего приезда в Англию в начале XVIII века. Впервые он упоминается в связи с постановкой пьесы Николаса Роу "Прекрасная раскаявшаяся" на Театре Линкольнс-Инн-Филдс 8 июня 1703 года: инструментальная музыка была написана "Синьор Якoмо Гребер", а песни исполняла "известная синьора Франческа Маргарита де л’Эпин", которая сотрудничала с Гребером в различных музыкальных постановках в 1703–1704 годах. Это сотрудничество, по-видимому, носило не только профессиональный характер: её обычно называли "Пег Гребера". Эпиграмма "Об Орфее и синьоре Франческе Маргарите", приписываемая графу Галифаксу, начинается словами:
"Привет, музыкальная пара! Скажите, какими чудесными чарами
Один спасся из ада, а другой — из объятий Гребера?"
В 1705 году пастораль Гребера "Любовные приключения Эргасто" (первая итальянская опера, поставленная в Лондоне на итальянском языке) была исполнена при открытии нового Театра Королевы на Хеймаркет, хотя успех был невелик.
В 1707 году Гребер был капельмейстером в Инсбруке у герцога Карла Филиппа, наместника Тироля. Здесь он создал театральный праздник "Веселье Бахуса" в честь Элизабеты Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской: она остановилась в Инсбруке по пути к мужу, эрцгерцогу Карлу, который был провозглашён королём Испании Великой Лигой. В 1711 году эрцгерцог стал императором, и, вероятно, именно в честь этого события "Любовные приключения Эргасто" были возобновлены в Вене с новым прологом, упоминавшим Элизабету как жену императора. Когда герцог Карл Филипп стал курфюрстом Пфальца в 1717 году, он взял своих музыкантов, включая Гребера, с собой в Нойбург, Гейдельберг и, наконец, в Мангейм. В 1723 году Гребер числился совместным капельмейстером с Иоганном Гуго фон Вильдерером (капельмейстером в Дюссельдорфе при предыдущем курфюрсте), который умер на следующий год. Гребер был тесно связан с Готтфридом Фингером, который, как и он, работал в Лондоне и служил Карлу Филиппу. Фингер написал увертюры для двух произведений Гребера: "Веселье Бахуса" и "Жестокость разрушает любовь" (Нойбург, 1717), второй акт которой был написан Аугустином Стриккером.
Творчество Гребера характеризуется смешением итальянской оперной традиции с германской камерной музыкой начала XVIII века. Он был одним из первых композиторов, представивших итальянскую оперу в Лондоне на оригинальном языке. Его пасторали и театральные праздники отличались вниманием к драматической выразительности и сотрудничеством с выдающимися исполнителями того времени, такими как Франческа Маргарита де л’Эпин. В работе Гребера также заметно влияние итальянской инструментальной школы, особенно в увертюрах, написанных его коллегой Готтфридом Фингером. Он сочетал традиции камерной кантаты и сценической музыки, придавая особое значение инструментальному сопровождению и вокальной выразительности.
Сценические произведения
Другие произведения