Гребер, Якоб
.... - 1731

Назад

Greber, Jakob

Портрет композитора Якоб Гребер

  • Дата рождения: неизвестно
  • Место рождения: Мангейм
  • Дата смерти: 5 июля 1731
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Якоб Гребер был немецким композитором. Согласно дополнению к работе "Сравнение французской и итальянской музыки и оперы" (Лондон, 1709; изд. О. Странк, MQ, xxxii, 1946, стр. 411), английской версии "Параллели итальянцев и французов" Франсуа Рагене, он изучал композицию в Италии до своего приезда в Англию в начале XVIII века. Впервые он упоминается в связи с постановкой пьесы Николаса Роу "Прекрасная раскаявшаяся" на Театре Линкольнс-Инн-Филдс 8 июня 1703 года: инструментальная музыка была написана "Синьор Якoмо Гребер", а песни исполняла "известная синьора Франческа Маргарита де л’Эпин", которая сотрудничала с Гребером в различных музыкальных постановках в 1703–1704 годах. Это сотрудничество, по-видимому, носило не только профессиональный характер: её обычно называли "Пег Гребера". Эпиграмма "Об Орфее и синьоре Франческе Маргарите", приписываемая графу Галифаксу, начинается словами:

"Привет, музыкальная пара! Скажите, какими чудесными чарами

Один спасся из ада, а другой — из объятий Гребера?"

В 1705 году пастораль Гребера "Любовные приключения Эргасто" (первая итальянская опера, поставленная в Лондоне на итальянском языке) была исполнена при открытии нового Театра Королевы на Хеймаркет, хотя успех был невелик.

В 1707 году Гребер был капельмейстером в Инсбруке у герцога Карла Филиппа, наместника Тироля. Здесь он создал театральный праздник "Веселье Бахуса" в честь Элизабеты Кристины Брауншвейг-Вольфенбюттельской: она остановилась в Инсбруке по пути к мужу, эрцгерцогу Карлу, который был провозглашён королём Испании Великой Лигой. В 1711 году эрцгерцог стал императором, и, вероятно, именно в честь этого события "Любовные приключения Эргасто" были возобновлены в Вене с новым прологом, упоминавшим Элизабету как жену императора. Когда герцог Карл Филипп стал курфюрстом Пфальца в 1717 году, он взял своих музыкантов, включая Гребера, с собой в Нойбург, Гейдельберг и, наконец, в Мангейм. В 1723 году Гребер числился совместным капельмейстером с Иоганном Гуго фон Вильдерером (капельмейстером в Дюссельдорфе при предыдущем курфюрсте), который умер на следующий год. Гребер был тесно связан с Готтфридом Фингером, который, как и он, работал в Лондоне и служил Карлу Филиппу. Фингер написал увертюры для двух произведений Гребера: "Веселье Бахуса" и "Жестокость разрушает любовь" (Нойбург, 1717), второй акт которой был написан Аугустином Стриккером.

Творчество

Творчество Гребера характеризуется смешением итальянской оперной традиции с германской камерной музыкой начала XVIII века. Он был одним из первых композиторов, представивших итальянскую оперу в Лондоне на оригинальном языке. Его пасторали и театральные праздники отличались вниманием к драматической выразительности и сотрудничеством с выдающимися исполнителями того времени, такими как Франческа Маргарита де л’Эпин. В работе Гребера также заметно влияние итальянской инструментальной школы, особенно в увертюрах, написанных его коллегой Готтфридом Фингером. Он сочетал традиции камерной кантаты и сценической музыки, придавая особое значение инструментальному сопровождению и вокальной выразительности.

Произведения

Сценические произведения

  • "Любовные приключения Эргасто" ("Gli amori di Ergasto") [1-я версия, пастораль, пролог, 3 действия, по А. Амалатео], Лондон, Театр Королевы, 9 апреля 1705; либретто с английским переводом
  • "Веселье Бахуса" ("L'allegrezza dell'Eno") (театральный праздник, Г.Д. Паллаивини), Инсбрук, 1708 [увертюра Фингер]
  • "Любовные приключения Эргасто" ("Gli amori di Ergasto") [2-я версия], Вена, 1711
  • "Жестокость разрушает любовь" ("Crudeltà consuma amore") (3 действия, Г.М. Раппарини), Нойбург, 1717 [увертюра Фингер; 2-й акт Стриккер]
  • "Серенада к дню рождения принцессы Элизабеты", Гейдельберг, 1719
  • "Серенада", Гейдельберг, 1719
  • "Портрет Прекраснейшей Принцессы Элизабеты Августы", Гейдельберг, 1719
  • "Краткое драматическое сочинение", Гейдельберг, 1723

Другие произведения

  • 4 кантаты: "Причина моих мучений" (Н.Ф. Хайм), сопрано, оркестр, 1704; "Вне своей хижины", сопрано, флейта, бас, изд. Г. Риман, "Избранные камерные кантаты" (Лейпциг, 1911); "Ты уходишь, мой идол", альт, 2 скрипки, бас; "Уже среди волн", сопрано, скрипка, бас
  • "Камерная кантата", бас, флейта, бас, по данным Мендель-Рейсман: "Музыкальная энциклопедия бесед" (1870–79)