Граун, Иоганн Готлиб
1703 - 1771

Назад

Graun, Johann Gottlieb

Портрет композитора Иоганн Готлиб Граун

  • Дата рождения: 1702–1703 гг.
  • Место рождения: Варернбрюк
  • Дата смерти: 27 октября 1771 г.
  • Место смерти: Берлин

Биография

Иоганн Готлиб Граун был композитором, братом Августа Фридриха Грауна. С 1713 года он посещал Кройцшуле в Дрездене, где пел в хоре мальчиков под руководством Иоганна Захариаса Грюндига, а с 1720 года — Теодора Кристилиба Рейнхольда. Хотя он был зарегистрирован в 1718–1719 годах в Лейпцигском университете, архив школы показывает, что он оставался учеником до 1721 года. Граун изучал скрипку и композицию у концертмейстера Дрездена И. Г. Пизенделя и продолжил свои занятия у Тартини в Падуе, после чего вернулся в Дрезден. В 1726 году он был назначен директором концертов при королевском дворе в Мерзебурге, где его годовой оклад составлял свыше 306 талеров, включая 43 талера и 18 грошей в качестве оплаты за его сочинения. Вероятно, они включали шесть скрипичных сонат, которые Граун опубликовал в Мерзебурге. Мерой его репутации как скрипача является то, что И. С. Бах разрешил своему старшему сыну, Вильгельму Фридеману, обучаться у него в 1726–1727 годах. Следующим этапом в карьере Грауна стало его назначение директором концертов при дворе Карла Августа Фридриха, князя Вальдека, 1 сентября 1731 года. Вероятно, он уже работал на службе у князя с 1727 года. Там он руководил небольшой капеллой, состоявшей из высококвалифицированных певцов и исполнителей. Их репертуар состоял в основном из итальянской музыки и произведений Телемана. Годовой оклад Грауна составлял 400 талеров, вместе с натуральными выплатами. Очевидно, он теперь чувствовал себя в положении, чтобы начать семью, и в 1731 году женился на Доротее-Жозефе Шмиль, которая родила ему троих детей. В мае 1728 года Граун выступал при прусском дворе в Берлине и вполне вероятно заслужил одобрение Пьетро Локателли, который присутствовал. По-видимому, он поддерживал контакты с Берлином; не только его брак состоялся там, но и в 1732 году он стал членом вновь сформированной капеллы прусского кронпринца Фридриха в Руппине. Оркестр развивался постепенно: в 1733 году присоединился Франц Бенда (ученик Грауна), в следующем году пришли Иоганн Бенда и Кристоф Шаффрат, а затем брат Грауна Карл Генрих в 1735 году. В составе 17 членов капелла последовала за кронпринцем в Райнсберг в 1736 году и образовала ядро придворной капеллы Пруссии, которую Фридрих Великий дальше развил после своего восшествия на престол в 1740 году. И. Г. Граун занимал должность концертмейстера с окладом 1200 талеров до своей смерти. Его обязанности включали руководство оркестром на многочисленных придворных концертах, в основном для правящей королевы Елизаветы Кристины и для матери Фридриха Великого, вдовствующей королевы Софии Доротеи. Большинство инструментальных произведений Грауна могли быть написаны для камерных концертов короля или для более крупных придворных концертов. Неизвестно, был ли он вовлечен в какие-либо из многих музыкальных обществ, образованных в Берлине и Потсдаме в 1740-х и 1750-х годах, которые включали профессиональных музыкантов, а также любителей из дворянства и буржуазии. Однако мы знаем, что Граун был вовлечен в обучение нового поколения оркестрантов; он получал дополнительные выплаты за обучение скрипачей Ивана Бёме в 1746–1750 годах и Бальтазара Кристиана Бертрама в 1749–1751 годах.

Творчество

Граун пользовался высоким уважением у своих современников, особенно как оркестровый педагог и инструментальный композитор. Свидетельством этому служит большое количество сохранившихся рукописей его оркестровой и камерной музыки, в частности обширная коллекция его произведений в библиотеке сестры Фридриха Великого, принцессы Анны Амалии (ныне в Берлинской государственной библиотеке). Любая попытка описать его музыкальный стиль, особенно в сравнении со стилем его младшего брата, проблематична из-за трудностей с источниками и очевидного сходства их музыкального почерка, которое, возможно, проистекает из общих влияний в Дрездене. В своих трио И. Г. Граун, по-видимому, раньше своего брата принял трехчастную форму (медленно–быстро–быстро) вместо четырехчастной церковной формы. Кроме того, он сочинял в основном для струнных ансамблей, что неудивительно: для двух скрипок или для ансамблей, включающих альт или виолу да гамба. В трио обоих братьев общим является тип тематического развития, основанный на технике сквозного проведения и включающий синкопы, триоли и так называемые ломбардские ритмы, и оба брата ограничивали тематический интерес верхними голосами. Большинство инструментальных концертов И. Г. Грауна написаны для одной или двух солирующих скрипок, хотя есть и для других инструментов. Риторнельная форма Тартини послужила структурной отправной точкой для этих произведений, в отношении которых еще предстоит провести много исследований.

Приписываемые И. Г. Грауну симфонии включают произведения для струнных (к некоторым из которых позже были добавлены партии духовых) и другие для более крупных составов. Это указывает на разные места и условия исполнения (камерные или концертные), хотя структура музыки не обязательно это отражает. Во всем этом разнообразии форм лежит базовый принцип группировки мотивов, особенно в крайних частях. В весомых первых частях этот принцип сохраняется в рамках общей трехчастной структуры, а в финалах он интегрирован в конструкцию части, напоминающую часть из сюиты. В своих симфониях Граун следовал итальянской модели, но он также был композитором, культивировавшим французскую увертюру. Эти произведения, вероятно, датируются 1720-ми и 1730-ми годами, так как вскоре эта форма стала непопулярной при дворе Фридриха Великого. Литургическая музыка Грауна и его итальянское пассионное ораторие могут относиться к периоду до его назначения в Пруссии, так как впоследствии почти не было возможностей для их использования до начала регулярных исполнений духовной музыки в некоторых берлинских церквях в 1750-х годах.

Произведения

Инструментальные сочинения

  • Шесть сонат для скрипки и клавесина
  • Симфонии (около 97)
  • Французские увертюры (около 19)
  • Концерты (около 46), в том числе для скрипки, двух скрипок, виолы да гамба
  • Квартеты (2)
  • Трио (около 69)
  • Сонаты (8)

Духовная музыка

  • Месса ("Кирие" и "Слава")
  • Два "Песнь Богородицы" ("Magnificat")
  • "Стояла Мать Скорбящая" ("Stabat mater") [авторство сомнительно]
  • "Страсти Иисуса Христа" ("La Passione di Gesù Cristo") (оратория)
  • Кантаты, включая "Боже, Тебя восхваляют в безмолвии" ("Gott man lobet dich in der Stille")

Светские вокальные сочинения

  • Песни ("Lieder")
  • Канцонеты и ариетты, включая "Отъезд" ("La partenza")
  • Кантаты (9), включая "Восстаньте, о пастыри" ("Destatevi, o pastori")

Ноты сочинений Иоганна Готлиба Грауна на сайте библиотеки IMSLP