Граун, Иоганн Готлиб
1703 - 1771
Назад
Иоганн Готлиб Граун (Johann Gottlieb Graun) - Немецкий композитор
Родился 28 октября 1703 года, Варенбрюк - умер 27 октября 1771 года, Берлин.
Брат Августа Фридриха Грауна. С 1713 года он посещал Кройцшуле в Дрездене, где пел в хоре мальчиков под руководством Иоганна Захариаса Грундига, а с 1720 года - Теодора Кристлиба Рейнхольда. Хотя в 1718-19 годах он был зарегистрирован в Лейпцигском университете, школьные архивы показывают, что он оставался выпускником до 1721 года. Граун изучал скрипку и композицию у дрезденского концертмейстера И.Г. Пизенделя, а затем продолжил обучение у Тартини в Падуе, после чего вернулся в Дрезден. В 1726 году он был назначен концертдиректором при королевском дворе в Мерзебурге, где его годовое жалованье составляло более 306 талеров, включая 43 талера и 18 грошей в качестве оплаты за его сочинения. Вероятно, среди них были шесть скрипичных сонат, опубликованных Грауном в Мерзебурге. О его репутации скрипача свидетельствует то, что И.С. Бах позволил своему старшему сыну, Вильгельму Фридеману, обучаться у него в 1726-1727 годах. Следующим этапом в карьере Грауна стало его назначение концертдиректором при дворе Карла Августа Фридриха, принца Вальдекского, 1 сентября 1731 года. Вероятно, он уже работал на службе у принца с 1727 года. Там он руководил небольшой капеллой, состоящей из высококвалифицированных певцов и музыкантов. Их репертуар состоял в основном из итальянской музыки и произведений Телемана. Годовая зарплата Грауна составляла 400 талеров, включая выплаты натурой. Очевидно, теперь он чувствовал, что может обзавестись семьей, и в 1731 году женился на Доротее-Йозефе Шмиль, которая родила ему троих детей. В мае 1728 года Граун выступал при прусском дворе в Берлине и, вполне вероятно, заслужил одобрение присутствовавшего там Пьетро Локателли. Очевидно, он поддерживал контакты с Берлином; там не только состоялась его свадьба, но и в 1732 году он стал членом недавно созданной капеллы прусского наследного принца Фридриха в Руппине. Оркестр развивался постепенно: в 1733 году к нему присоединился Франц Бенда (ученик Грауна), в следующем году пришли Иоганн Бенда и Кристоф Шаффрат, а затем, в 1735 году, брат Грауна (3) Карл Генрих. Состоявшая из 17 человек, капелла последовала за наследным принцем в Райнсберг в 1736 году и составила ядро прусской придворной капеллы, которую Фридрих Великий развил после своего восшествия на престол в 1740 году. И.Г. Граун занимал должность концертмейстера с окладом в 1200 талеров до своей смерти. В его обязанности входило руководство оркестром на многочисленных придворных концертах, главным образом для правящей королевы Елизаветы Кристины и матери Фридриха Великого, вдовствующей королевы Софии Доротеи. Большинство инструментальных произведений Грауна могли бы быть написаны для королевских камерных концертов или для больших придворных концертов. Неизвестно, был ли он связан с каким-либо из многочисленных музыкальных обществ, созданных в Берлине и Потсдаме в 1740-х и 50-х годах, в которые входили как профессиональные музыканты, так и любители из дворянства и буржуазии. Однако мы знаем, что Граун участвовал в обучении нового поколения оркестрантов; он получал дополнительные выплаты за обучение скрипачей Ивана Беме в 1746-50 годах и Бальтазара Кристиана Бертрама в 1749-51 годах. Граун пользовался большим уважением своих современников, особенно как дирижер оркестра и композитор-инструменталист. Свидетельством этого является большое количество сохранившихся рукописей его оркестровой и камерной музыки, в частности обширная коллекция его произведений в библиотеке сестры Фридриха Великого, принцессы Анны Амалии (ныне в D-Bsb). Любая попытка описать его музыкальный стиль, особенно в сравнении с стилем его младшего брата, проблематична из-за трудностей с источниками и очевидного сходства в их музыкальном почерке, которое, возможно, проистекает из общего влияния Дрездена. В своих трио И.Г. Граун, по-видимому, раньше своего брата использовал форму из трех частей (медленно–быстро–быстро) вместо формы из четырех частей "да кьеза". Кроме того, он сочинял в основном для струнных ансамблей, что неудивительно: для двух скрипок или для ансамблей, включающих альт или виолу да гамба (см. Wendt, 1983). Трио обоих братьев объединяет тип тематического развития, основанный на Фортшпиннунге и включающий синкопу, триплеты и так называемые ломбардские ритмы, и оба брата ограничили тематический интерес к верхним частям. Большинство инструментальных концертов И.Г. Грауна написаны для одной или двух скрипок соло, хотя есть и для других инструментов. Ритурнеллистическая форма Тартини послужила структурной отправной точкой для этих произведений, над которыми еще предстоит провести много исследований. Симфонии, приписываемые Й.Г. Грауну, включают произведения для струнных (к некоторым из которых позже были добавлены партии духовых) и другие, более мощные. Это указывает на разные места и условия исполнения (камерный или концертный зал), хотя структура музыки не обязательно отражает это. Во всем этом разнообразии форм кроется основной принцип группировки мотивов, особенно во внешних движениях. В тяжелых первых частях этот принцип сохраняется в рамках общей трехчастной структуры, а в финальных частях он воплощен в дизайне механизма, напоминающего механизм из сюиты. В своих симфониях Граун следовал итальянской модели, но он также был композитором, который культивировал французскую увертюру. Эти произведения, вероятно, относятся к 1720-30-м годам, поскольку эта форма вскоре стала непопулярной при дворе Фридриха Великого. Литургическая музыка Грауна и его оратория "Страсти по итальянски", возможно, относятся к периоду, предшествовавшему его назначению в Пруссию, поскольку в дальнейшем возможностей для их использования практически не было, пока в 1750-х годах в нескольких берлинских церквях не начались регулярные исполнения духовной музыки.
Ноты сочинений Иоганна Готлиба Грауна на сайте библиотеки IMSLP