Граун, Карл Генрих
1704 - 1759
Назад
Карл Генрих Граун (Carl Heinrich Graun) - Немецкий композитор
Родился 7 мая 1704 года, Веренбрюк - умер 8 августа 1759 года, Берлин, 8 августа 1759). Композитор,
Брат Августа Фридриха Грауна. Как и его брат Иоганн Готлиб, он учился в Кройцшуле в Дрездене в 1714 году. Похоже, он был лучшим певцом, поскольку ему сразу же было предоставлено одно из двух мест для "рацдискантистов", спонсируемых городским советом. С 1717 по 1721 год он был выпускником этой школы, хотя, как и его брат, в 1718-19 годах он также был зачислен в Лейпцигский университет. Среди его учителей были И.З. Грундиг (пение), органист Самуэль Бениш (клавишные инструменты), а в области композиции - придворный органист и композитор Кристиан Петцольд и саксонский придворный капельмейстер И.К. Шмидт. Он пел в хоре на премьере оперы Лотти "Теофана" (1719) при дрезденском дворе и был виолончелистом при исполнении оперы Фукса "Констанца и крепость" в Праге в 1723 году. Говорят, что во время своего пребывания в Дрездене Граун написал (в дополнение к мотетам для Кройцхора) более двух полных циклов церковных кантат (Хиллер), музыка к которым не сохранилась. Кантата "О жизни моего лейбла и царе небесном" может быть датирована этим временем по стилистическим признакам и относится к брауншвейгскому периоду, поскольку ее текст взят из сборника кантатных текстов Иоганна Арманда фон Уффенбаха, напечатанного во Франкфурте в 1726 году. Нет никакой информации о месте написания или подлинности семи кантат, переданных через К.П.Э. Баха в Гамбурге (см. Schwinger, 1997). Качества Грауна как певца и композитора, а также рекомендация дрезденского придворного поэта Иоганна Ульриха Кенига привели к его назначению в 1724 году тенором при дворе герцога Августа Вильгельма Брауншвейг-Вольфенбюттельского, где он отвечал за оперную, придворную и церковную музыку. Его начальная зарплата в 350 талеров включала 50 талеров за сочинительство. Его хорошо знали как представителя современного итальянского стиля, пришедшего через Дрезден, и он писал арии для оперных партий, которые исполнял сам (см. Sommer, 1882, и Poetzsch, 1993), а также серенады, кантаты, "Страсти" и похоронную музыку для придворных. Остается некоторая путаница в отношении того, какие произведения принадлежат ему, а какие - его начальнику, придворному капельмейстеру Г.К. Шюрману. Неудивительно, что для труппы, расположенной в столице и торговом центре Германии, Брауншвейгская опера имела международный опыт в области музыки, а первая опера Грауна "Полидор" (1726) демонстрирует итальянское влияние. За этим последовали еще пять сценических постановок, в том числе опера "Фараон Трубадур" (1735) с итальянскими ариями и "Призрак федельты" (1733), поставленная на свадьбе прусского кронпринца Фридриха и принцессы Елизаветы Кристины Брауншвейгской в Зальцдалуме. После назначения Грауна вице-капельмейстером в 1731 году перспектива дальнейшего продвижения по службе казалась маловероятной, и поэтому он стал искать работу в капелле кронпринца Фридриха, где уже работал его брат (2) Иоганн Готлиб. Герцог Людвиг Рудольф позволил ему совершить несколько поездок в Руппин, и Граун воспользовался возможностью сменить герцога, чтобы переехать в Пруссию в начале 1735 года после того, как Фридрих сделал ему заманчивое предложение (см. Blindow, 1994). Связи между Брауншвейгским двором и Гогенцоллернами оставались тесными, особенно после свадьбы в 1733 году, и 29 марта 1734 года опера Грауна "Сципион Африканский" была возобновлена в честь дня рождения прусской королевы Софии Доротеи с новым праздничным прологом, в котором были представлены аллегории рек Эльба, Хафель и Шпрее. В том же году Граун отправился в Эрланген, вторую резиденцию маркграфа Вильгельма Байройтского, который был женат на Вильгельмине, сестре прусского кронпринца. Переезд в Руппин не означал прекращения творческих контактов Грауна с Брауншвейгом. Он сочинял похоронную музыку для своего работодателя, который умер в марте 1735 года, а в конце 1740-х годов участвовал в создании различных опер (как оригинальных, так и стилизованных) и написал "Любовь на арго" ко дню рождения герцога Карла I в 1747 году. Кроме того, его берлинские оперы "Кантон в Утике", "Кахо Фабрицио" и "Цинна" были поставлены в Брауншвейге в 1747-1748 годах. Сохранилось немного подробностей о жизни Грауна в Руппине и Райнсберге. Многие из его итальянских кантат, возможно, относятся к этому времени, а некоторые тексты, возможно, были написаны на французском самим наследным принцем (см. Хиллер). Когда Фридрих стал королем в 1740 году, он отправил Грауна в Италию нанимать певцов для придворной оперы, которая в то время создавалась. Граун вернулся в Берлин в марте 1741 года после восьмимесячного отсутствия и к 1 июня был назначен придворным капельмейстером с окладом в 2000 талеров. Певцы, которых он собрал, по большей части не оправдали ожиданий короля, и агенты наняли новый персонал. К зиме 1743 года Берлинская придворная опера впервые смогла похвастаться стабильным и высококачественным составом, в который вошли кастраты Феличе Салимбени и Антонио Убер ("Порпорино"), примадонна Джованна Гаспарини и тенор Антонио Романи, а новый оперный театр на Унтер-ден-Линден был полностью реконструирован. уже используется. Официальное открытие состоялось в декабре 1742 года с постановкой "Клеопатры и Цезаря", но постановка "Роделинды" Грауна уже состоялась в декабре 1741 года на временной сцене Берлинского дворца. Основной деятельностью Грауна в качестве придворного капельмейстера было написание драматических сценических произведений. (Он не был связан с труппой оперы-буффа в Потсдаме, которая не принадлежала к придворной опере.) Вплоть до закрытия оперы летом 1756 года, вызванного Семилетней войной, Граун ежегодно писал одно или два произведения – в основном масштабные оперы, - которые исполнялись во время карнавала или в день рождения королевы–матери (27 марта). Кроме того, он участвовал в трех постановках пастиччо во дворцах Шарлоттенбурга и Потсдама. Граун также сочинял концерты, камерную музыку и итальянские кантаты для исполнения при дворе, а также сотрудничал с Музикюбенде Гезельшафт, обществом, основанным в 1749 году для придворных музыкантов и любителей из дворянства и буржуазии. После публичного исполнения 11 апреля 1754 года "Брауншвейгской страсти" ("Вечная любовь") в этом обществе принцесса Анна Амалия предложила ему написать ораторию "Страсти по Иисусу" и заказала либретто у Карла Вильгельма Рамлера. Утверждается, что она сама сочинила всю декорацию; первое исполнение версии Грауна 26 марта 1755 года положило начало традиции постановок в Берлине, которая просуществовала до конца XIX века, и это произведение стало широко известно за рубежом. Не менее популярной была "Те деум" Грауна, поставленная "по высочайшему повелению" и впервые исполненная 15 мая 1757 года по случаю победы Пруссии под Прагой в Семилетней войне. С этими двумя произведениями Граун, который до этого опубликовал всего несколько песен, вышел из замкнутых кругов придворной музыкальной жизни Берлина и оказался в центре внимания публики. Он организовал публикацию обоих произведений Брайткопфом в Лейпциге; для Te Deum Брайткопф смог издать партитуру до первого исполнения. Дальнейшее сотрудничество было прервано смертью Грауна. Его последним сочинением, вероятно, была кантата Пердано "Прекрасная амата" (см. Герберн), основанная на "Гелозии" Метастазио. Граун был женат дважды: в 1735 году на Анне Доротее Шмиль, урожденной Фриз (ум. в 1744 году), и в 1748 году на Иоганне Шарлотте Глокенгиссер, урожденной Реккоп (1719-94). От этих браков у него было шестеро детей. Его доходы, как и доходы его жен, позволяли ему вести роскошное существование. В немногих сохранившихся письмах к Телеману и фон Уффенбаху (см. Китциг, 1926-1977) он изображен как музыкант, хорошо разбирающийся в вопросах теории и эстетики, и в 1747 году он стал членом "Общества любителей музыки", основанного Лоренцем Мицлером. Однако у Грауна, возможно, были некоторые сомнения по поводу общества, которое ценило традиционные, математически обоснованные идеи теоретической музыки. Он проявил больше интереса к искусству преподавания пения, написал упражнения по сольфеджио и разработал новую систему сольмизации (см. даменизация). В 1743-1748 годах среди его учеников был кастрат Паоло Бедески ("Паолино"). В области композиции он обучал Фридриха Великого, Кристофа Никельмана и Дж.П. Кирнбергера, среди прочих. Действительно ли Фредерик ограничивал творческую автономию Грауна как оперного композитора (как утверждает Дж. Рейхардт) кажется сомнительным; идея, вероятно, была основана на ложном предположении, что консервативные музыкальные вкусы Фредерика в более поздние годы сохранялись и в довоенный период.
Ноты сочинений Карла Генриха Грауна на сайте библиотеки IMSLP