Гратиани, Бонифацио
1604 - 1664
Назад
Gratiani, Bonifatio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бонифацио Гратиани был итальянским священником и композитором. Он вырос в городке Марино на Альбанских холмах, где, вероятно, был знаком с другим известным местным музыкантом Джакомо Кариссими. В двадцатые и тридцатые годы своей жизни Гратиани служил музыкантом и священником как в Марино, так и в близлежащем Фраскати.
В 1646 году он переехал в Рим, где, возможно благодаря влиянию своего могущественного покровителя кардинала Колонна, стал капельмейстером в церкви Джезу и в Римской семинарии. В течение первых двенадцати лет его работы численность хора увеличилась с традиционных четырёх певцов до десяти, и многие крупные литургические сочинения Бонифацио, вероятно, были созданы специально для этого хора.
Во время Великого поста 1650 года он руководил музыкой в одной из римских ораторий, и приблизительно в это время его музыка начала публиковаться. В 1658 году он был назначен капелланом в доме новициата иезуитов святого Андрея, что, по-видимому, предоставляло ему бесплатное жильё. Также активно участвовал в Конгрегации музыкантов святой Цецилии и в 1663 году был избран хранителем капельмейстеров. После его смерти в 1664 году Конгрегация оплатила часть расходов на его похороны.
Брат Гратиани, Маркантонио (1610–1679), был признанным кастратом, а племянник Доменико получил образование в Римской семинарии и вплоть до 1694 года занимал руководящую должность в Конгрегации музыкантов. Эти два, вместе с другим братом композитора (отцом Доменико), получили исключительные права на публикацию его рукописных произведений после смерти Бонифацио и издали ряд посмертных сборников.
В своих крупных и небольших концертных сочинениях Бонифацио, по-видимому, начинал с заранее продуманных, неизменных гармонических последовательностей; гармонические схемы лежат в основе даже его традиционно имитативных пассажей. Во всех стилях он включал щедрые соло или дуэтные партии с мелизматическими, последовательными линиями.
Две его оратории, вероятно созданные для Великого поста, делятся на две части и относятся к одним из первых латинских ораторий такой формы. Некоторые мессы отражают его деятельность как преподавателя музыки в иезуитской школе: одна из них специально предназначена для начинающих. Несколько месс выполнены по образцу известных мадригалов.
Наиболее характерные работы Гратиани — это сольные мотеты, в основном написанные для сопрано с сопровождением basso continuo, предназначенные, по крайней мере частично, для папских кастратов хора, регулярно выступавших в церкви Джезу. В ранних публикациях использовалась строфическая структура с довольно регулярным чередованием арии и аризо, а в поздних сборниках появляется менее предсказуемое чередование речитатива, аризо и арии. Даже в менее формально объединённых сочинениях композитор опирался на мотивную связность. Например, сольный мотет «Невеста Христова Терезия» содержит повторяющийся мотив чистой кварты.
Произведения Гратиани были хорошо приняты в Северной Европе: его первая книга мотетов была переиздана в Антверпене в 1652 году, рукописи его сочинений сохранились в большинстве крупных европейских библиотек, а различные каталоги фиксируют исполнение его мотетов и месс в немецких капеллах XVII века. Его влияние заметно в произведениях ряда итальянских композиторов, работавших в Германии, включая Винченцо Альбрици и Перанду.
Мессы
Другие духовные произведения
Оратории
Светская вокальная музыка
Ноты сочинений Бонифацио Гратиани на сайте библиотеки IMSLP