Грациани, Бонифацио
1604 или 1605 - 1664
Назад
Бонифацио Грациани (Bonifatio Gratiani) - Итальянский священник и композитор
Родился в 1604 или 1605 году, Марино, недалеко от Рима - умер 15 июня 1664 года, Рим.
Он вырос в городке Марино на альбанских холмах, где, вероятно, был знаком с местным жителем Джакомо Кариссими. В свои двадцать-тридцать лет Грациани служил музыкантом и священником как в Марино, так и в близлежащем Фраскати. В 1646 году он переехал в Рим, где, возможно, благодаря влиянию своего могущественного покровителя кардинала Колонны, стал маэстро капеллы в Иль Джезу и Римской семинарии. За первые 12 лет его работы в Джезу численность хора быстро увеличилась - с традиционных четырех певчих до целых десяти (Сигихара); многие из его масштабных литургических произведений, вероятно, были написаны для этого хора. Он написал музыку к Оратории Святого Марчелло во время великого поста 1650 года, и примерно в это же время его музыка начала появляться в печати. В 1658 году он был назначен капеллано в иезуитский послушнический дом Сан-Андреа, должность, которая, по-видимому, предусматривала бесплатное пользование квартирой. Также активно участвуя в Конгрегации музыки Святой Чечилии, он был избран попечителем капеллы в 1663 году; после его смерти в следующем году Конгрегация оплатила часть расходов на его похороны. Как в своих масштабных, так и в небольших, согласованных произведениях Грациани, похоже, начинал с заранее продуманных, неизменных гармонических прогрессий; гармонические паттерны лежат в основе даже его, казалось бы, традиционных имитационных пассажей. В обоих стилях он также использовал сольные или дуэтные партии с мелизматичными, последовательно выстраивающимися строками. Две его оратории, которые, возможно, возникли из его постного сочинения для Санчеса Марчелло, являются одними из самых ранних латинских ораторий, разделенных на две части. Несколько месс отражают деятельность Грациани в качестве преподавателя музыки в иезуитской школе: одна из них явно обозначена как "per i principianti" (‘Для начинающих’, 1671). Несколько месс созданы по образцу известных мадригалов (например, мессы "Иль бьянко и сладкоежка" по мотивам мадригала Аркадельта). Наиболее характерным произведением Грациани являются его сольные мотеты, написанные в основном для сопрано с аккомпанементом basso continuo и предназначенные, по крайней мере частично, для нескольких кастратов папского хора, которые регулярно пели в Il Gesù. В ранних публикациях Грациани использовал строфические структуры с довольно регулярным повторением элементов ариозо и арии, но в более поздних томах он ввел менее предсказуемое чередование речитатива, ариозо и арии. Даже в этих менее формально унифицированных произведениях Грациани опирался на мотивную связность. Например, в сольном мотете "Спонса Кристи Терезии" (Sacrae cantiones, 1672) часто повторяется мотив совершенной четверти. Произведения Грациани были хорошо восприняты в Северной Европе: его первая книга песнопений была переиздана в Антверпене в 1652 году, рукописи его произведений находятся в большинстве крупных европейских библиотек, а в различных описях зафиксировано исполнение его песнопений и месс в немецких часовнях в 17 веке. Его влияние заметно в творчестве нескольких итальянских композиторов, активно работавших в Германии, в том числе Винченцо Альбричи и Перанды. Брат Грациани, Марк'Антонио (1610-1679), был уважаемым кастратом; его племянник Доменико получил образование в Римской семинарии и вплоть до 1694 года занимал руководящий пост в Конгрегации музыки. Этим двоим, наряду с другим братом Грациани (отцом Доменико), папа Александр VII предоставил исключительные права на публикацию его рукописных трудов после его смерти, и они опубликовали несколько посмертных томов.
Ноты сочинений Бонифацио Грациани на сайте библиотеки IMSLP