Гранье, Франсуа
1717 - 1779

Назад

Granier, François

Портрет композитора Франсуа Гранье

  • Дата рождения: 1717 г.
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: 18 апреля 1779 г.
  • Место смерти: Лион

Биография

Франсуа Гранье был французским композитором, виолончелистом и скрипачом. Он был родственником Луи Гранье. Свои ранние годы он провел как музыкант в Гренобле и Шамбери и женился на племяннице актрисы Ле Гран в Шамбери. В 1751 году он переехал в Лион, где преподавал композицию, виолончель и скрипку и опубликовал свои первые сочинения, "Шесть сольных пьес для виолончели" (1754). В 1756 году его имя появилось среди лионских виолончелистов, перечисленных как «пенсионеры Концерта Академии изящных искусств». В Лионе он начал долгое и плодотворное сотрудничество с хореографом Новером, для которого предоставил как минимум три партитуры балетов ("Уборная Венеры, или Уловки Амура", "Амур-корсар, или Отплытие на Киферу" и "Ревности, или Празднества в серале", все поставлены в Лионской опере между 1758 и 1760 годами) и, вероятно, еще три партитуры ("Ревнивцы без соперника", "Капризы Галатеи" и "Импровизация чувства"); ни один из них не сохранился. Согласно Мариньяну, Гранье был членом оркестра, исполнявшего лионскую премьеру "Деревенского колдуна" Руссо. Недоброжелатели Руссо распространили историю, в которую еще в девятнадцатом веке верил Кастиль-Блаз, о том, что музыка этой оперы была написана неким Гране из Лиона и украдена Руссо после смерти первого. Мариньян, а позднее Пужен, отождествили «Гранэ» с Франсуа Гранье и опровергли эту историю, подвергнув сомнению способность Гранье создавать музыку, особенно вокальное произведение, такого высокого качества. Гранье переехал в Париж в 1760 году, где стал членом оркестра Комеди-Итальенн в 1765–1766 годах. С 1762 по 1791 год под его именем были опубликованы тринадцать "Сборников арий", аранжировок для двух флейт арий из французской и итальянской оперы. Симфония и менуэт Гранье исполнялись в антрактах в Комеди-Итальенн; последний был опубликован (около 1764 года) вместе с менуэтом Экзоде. В 1766 году Гранье вернулся в Лион, где дирижировал своей симфонией. Он играл на второй скрипке в оркестре Лиона в сезоне 1772–1773 годов и был назначен «Аккомпаниатором концерта». Новер сказал о Гранье: «Мало музыкантов, столь же способных, как он, сочинять музыку для всех жанров балетов и трогать гений людей тонких чувств и знаний». Мариньян, однако, сказал, что Гранье имел лишь смутное представление о том, как сочинять, и что он заслужил одобрение Новера, полностью подчиняясь указаниям балетмейстера.

Творчество

Франсуа Гранье известен своим долгим и плодотворным сотрудничеством с хореографом Новером, для которого создал несколько балетных партитур. Его творческое наследие включает инструментальные сочинения, аранжировки оперных арий для двух флейт, а также симфонические произведения. Хотя его современники высоко оценивали его способность создавать музыку для балета, некоторые критиковали его композиторские навыки, утверждая, что он слепо следовал указаниям балетмейстера.

Произведения

Инструментальные сочинения

  • "Шесть сольных пьес для виолончели" ("Six solos pour violoncelle")
  • Симфония
  • Менуэт

Балеты [все утрачены]

  • "Уборная Венеры, или Уловки Амура" ("La toilette de Venus, ou Les ruses de l'Amour")
  • "Амур-корсар, или Отплытие на Киферу" ("L'amour corsaire, ou L'embarquement pour Cythère")
  • "Ревности, или Празднества в серале" ("Les jalousies, ou Les fêtes du serail")
  • "Ревнивцы без соперника" ("Les jaloux sans rival")
  • "Капризы Галатеи" ("Les caprices de Galathée")
  • "Импровизация чувства" ("L'impromptu du sentiment")

Аранжировки

  • "Сборники арий" ("Recueils d'airs") для двух флейт