Гранье, Франсуа
1717 - 1779

Назад

Франсуа Гранье (François Granier) - Французский композитор, виолончелист и скрипач

Родился в 1717 году - умер 18 апреля 1779 года, Лион. 

Был родственником Луи Гранье. Первые годы своей карьеры музыканта он провел в Гренобле и Шамбери и женился в Шамбери на племяннице актрисы Ле Гранд. В 1751 году он переехал в Лион, где преподавал композицию, игру на виолончели и скрипке и опубликовал свои первые произведения "Шесть соло для виолончели" (1754). В 1756 году его имя появилось среди лионских виолончелистов, занесенных в список "концертных пансионатов Академии изящных искусств’. В Лионе у него началось долгое и плодотворное сотрудничество с хореографом Новером, для которого он подготовил как минимум три партитуры балетов ("Туалет Венеры", "Уловки любви", "Корсар любви", "Вторжение в Кифару" и "Жалюзи", "Праздники в серале" - все они были поставлены в Лионе опера 1758-1760 годов) и, вероятно, еще три партитуры ("Жалость без соперницы", "Капризы Галатеи" и "Порыв чувств"); ни одна из них не сохранилась. По словам Мариньяна, Гранье был участником оркестра, который исполнял лионскую премьеру оперы Руссо "Житель деревни". Недоброжелатели Руссо распространяли историю, приписываемую изданию Castile-Blaze еще в 19 веке, о том, что музыка к этой опере была написана неким Гране из Лиона и украдена Руссо после его смерти. Мариньян, а позже и Пужен идентифицировали "Гране" как Франсуа Гранье и дискредитировали эту историю, поставив под сомнение способность Гранье создавать музыку, особенно вокальную, такого высокого качества. В 1760 году Гранье переехал в Париж, где в 1765-1766 годах стал членом оркестра Итальянской комедии. С 1762 по 1791 год под его именем было опубликовано 13 переложений для двух флейт арий из французской и итальянской оперы. Симфония и менуэт Гранье исполнялись в перерывах между актами в "Итальянской комедии"; последняя была опубликована в 1764 году вместе с менуэтом Эксоде. В 1766 году Гранье вернулся в Лион, где дирижировал своей симфонией. В сезоне 1772/1773 годов он играл вторую скрипку в Лионском оркестре и был назван ‘концертмейстером’. Новерр сказал о Гранье: "Мало найдется музыкантов, столь же способных, как он, создать композицию для всех жанров балета и пробудить гений людей тонких чувств и знаний’ (см. Линхэм). Мариньян, однако, сказал, что Гранье имел лишь смутное представление о том, как сочинять музыку, и что он заслужил одобрение Новерра, полностью подчинившись диктату балетмейстера.