Граната, Джованни Баттиста
1620 - 1687
Назад
Granata, Giovanni Battista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Граната был итальянским гитаристом и композитором. Он переехал в Болонью незадолго до 1646 года и оставался там до конца своей жизни. С 1651 по 1653 год он числился сверхштатным лютнистом в Палатинском концерте в Болонье. К 1659 году он стал лицензированным цирюльником-хирургом, и записи указывают, что он содержал цирюльню с 1661 по 1668 год. Похоже, что он сохранял свою карьеру учителя игры на гитаре и композитора на протяжении всей своей жизни; в своем сочинении 6 он даже приглашал всех заинтересованных в его музыке приехать в Болонью для личного обучения. Граната был самым плодовитым гитаристом семнадцатого века, с семью опубликованными книгами. Пять были изданы Джакомо Монти, единственным печатником того периода, который использовал подвижный шрифт вместо гравировки для стилей баттута и пицциката, и "Каприччи армоничи" Гранаты была первой крупной работой, использовавшей этот процесс. Сложность нотации привела к многочисленным типографским ошибкам, но после возврата к гравировке для "Новых сонат" и "Нового выбора каприччи" последние четыре табулатуры Гранаты были напечатаны с использованием подвижного шрифта, часто с рукописными исправлениями, сделанными в типографии. Стиль Гранаты сильно менялся и развивался между 1646 и 1684 годами; его самые ранние работы тесно связаны с работами Фоскарини и заметно французские по своей организации танцевальных сюит, в то время как его последние четыре книги являются самыми амбициозными и сложными, с пьесами для одной или двух скрипок, гитары и бассо континуо, а также с некоторой из самой виртуозной музыки для гитары, изданной к тому времени. Сочинение 4, объемом в 168 страниц, является одной из самых длинных гитарных табулатур того периода, а также одной из самых разнообразных: оно включает пьесы для пяти различных строев, сонату для скрипки, гитары и бассо континуо, пьесы для хитарра аттиорбата* и трактат по бассо континуо. Поздний стиль Гранаты, начиная с сочинения 5, включает широкое использование кампанелас, верхних регистров инструмента, скрипичной фигурации и сложных ритмов. Он сочинял в стандартных танцевальных жанрах того времени, но также проявлял необычно живой интерес к токкатам, прелюдиям, чаконам и другим жанрам.
Джованни Баттиста Граната был самым плодовитым гитаристом семнадцатого века. Его стиль значительно эволюционировал от ранних работ, связанных с Фоскарини и организованных по французскому образцу, до поздних, крайне амбициозных и сложных сочинений, включающих виртуозную гитарную музыку, пьесы для ансамблей и использование различных инновационных техник, таких как кампанелас и скрипичная фигурация.
Сочинения для гитары
----------
*Хитарра аттиорбата (итал. chitarra attiorbata) — это гитара с расширенным количеством басовых струн, гибрид между гитарой и теорбой.
Ноты сочинений Джованни Баттиста Гранаты на сайте библиотеки IMSLP