- Дата рождения: 27 сентября 1637 г.
- Место рождения: Регенсбург
- Дата смерти: 19 июля 1700 г.
- Место смерти: Регенсбург
Биография
Иеронимус Граденталер был немецким композитором и учителем. Практически всю свою жизнь он провел в своем родном городе. Хотя он, вероятно, сначала узнал о музыке и игре на органе от своего отца, уважаемого органиста церкви Освальда, он получил формальное образование по музыке, а также по другим предметам в местной Поэтической гимназии. С 1656 по 1658 год, при поддержке стипендии от города Регенсбург, он изучал орган в Нюрнберге, вероятно, у Давида Шедлиха. Вернувшись домой в 1659 году, он сначала заменял Иоганна Баптисту Хеберла на посту органиста церкви Нойе-Пфарре, а затем, когда Хеберл умер, был официально назначен на эту должность, которую сохранил до конца своей жизни. В январе 1660 года он также стал органистом церкви Освальда, сменив своего недавно умершего отца. В 1681 году он добавил к своим обязанностям должность асессора в муниципальном суде по защите подопечных. Будучи отличным органистом, он также снискал известность как композитор песен и инструментальных сюит: Принц включил его в число «новых и знаменитых композиторов» XVII века. Его песни и арии, которые преимущественно духовные, демонстрируют сильное влияние таких нюрнбергских композиторов, как Пауль Хайнлейн и Иоганн Лёнер. Они, как правило, строфические, часто с народноподобными мелодиями и включают ритурнели для скрипок и альтов. Его сохранившиеся инструментальные сборники содержат танцевальные сюиты, обычно предваряемые одночастной сонатой или сонатиной. Он также написал краткое элементарное руководство, с помощью которого «дитя девяти или десяти лет может с удовольствием и небольшим трудом выучить основы благородной музыки и искусство пения».
Творчество
В предоставленном оригинальном тексте отсутствует развернутая информация о творчестве композитора, его стиле или значении его произведений, за исключением указания на влияние нюрнбергских композиторов, строфическую форму его вокальных сочинений и структуру инструментальных сюит.
Произведения
Вокальные сочинения
- "Садоуслады и целительский сад царского пророка Давида, то есть вся Псалтырь, переведенная на немецкие стихи... ежедневное благочестивое упражнение господина Иоганна Герхарда" ("Lust- und Artzeney-Garten, des königlichen Propheten Davids, das ist Der gantze Psalter in teutsche Verse übersetzt … Herrn Johann Gerhards … tägliche Übung der Gottseeligkeit")
- "Упражнение в благочестии, услаждающее Бога и душу... на 18 избранных прекрасных немецких и латинских текстах" ("Gott und Seel erfreuende Andachts-Übung … in 18 ausserlesenen schönen teutschen und lateinischen Texten")
- "Святая коронная арфа, обтянутая немецкими струнами, или изложение всей Псалтыри Давида в немецкие рифмованные строфы" ("Die mit teutschen Saiten überzogene heilige Kron-Harffe, oder, Verfassung des gantzen Psalter Davids in teutsche Reim-Gebäude")
- "Образец и размышления о последнем Страшном суде... с новыми духовными песнями" ("Vorbild und Betrachtungen des letzten Allgemeinen Gerichts … mit neuen geistlichen Gesängen")
- "Открытая святыня Нового Завета... с новыми песнями" ("Entdecktes Heiligthumb des Neuen Bundes … mit neuen Gesängen")
- "Святая услада души, состоящая из 25 арий" ("Heilige Seelen-Lust bestehend in 25 Arien")
- Песни в сборниках: "Астрея", "Поющая хвалы арфа или духовные хвалебные стихотворения с искусными мелодиями", "Духовный букет И. Л. Праша"
- Служебные сочинения: "Эпиталама: Ничего не найдешь на земле", "Погребальная песнь на смерть Х. М. Т. Г. Бальдуина"
- Арии: "Торжествующая любовь", "Ты, сладкий сон"
- "Давидов пучок" (утрачено); "Музыкальный памятник и памятник благодарности" (утрачено)
Инструментальные сочинения
- "Музыкальная рекреация из аллеманд, сарабанд, гавотов и бурре" ("Musicalische Recreation von Allemanden, Sarabanden, Gavotten und Boure")
- "Вторая часть сонат, аллеманд... распределенных по 8 тонам" ("Anderer Theil Sonaten, Allemanden … in die 8 Tonos aussgetheilt")
- "Музыкальные деликатесы... сонатины, арии, сарабанды и жиги" ("Deliciarum musicalium … Sonatinen, Arien, Sarabanden und Giquen")
- "Музыкальные цветы" (утрачено); "Музыкальные шутки" (утрачено)
Теоретические работы
- "Музыкальные часы: добрый совет, посредством которого юный отрок девяти или десяти с половиной лет может с радостью и небольшим трудом за короткое время выучить и постичь основу благородной музыки и искусства пения" ("Horologium musicum: treu-wolgemeinter Rath, vermittelst welches ein junger Knab von 9 oder zehenthalb Jahren mit Lust und geringer Mühe in kurtzer Zeit den Grund der edlen Music und Sing-Kunst lernen und fassen kan")
Ноты сочинений Иеронимуса Граденталера на сайте библиотеки IMSLP