Грабу, Луис
.... - ....
Назад
Grabu, Luis
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луис Грабу был каталонским скрипачом и композитором, работавшим в Англии. Второго апреля 1665 года "Лодовикус Грабо из Шалона в Каталонии" сочетался браком с Екатериной де Лоэс из Парижа в католической часовне дворца Сент-Джеймс в Лондоне. Возможно, он был родом из прибрежной деревни Салоу к югу от Таррагоны и, предположительно, встретил свою невесту в Париже. Он, вероятно, был ответственен за приезд Роберта Камбера в Англию в 1673 году и, возможно, был его учеником. Его определенно считали представителем французской культуры в Англии. Грабу был приведен к присяге в качестве Мастера музыки на смену Николасу Ланье в июне 1666 года; патент датирован семнадцатым апреля 1667 года, но вступил в силу со Дня Богородицы 1666 года. Он немедленно принялся утверждать свою власть. Двадцать четвертого декабря 1666 года Джон Банистер (первый) и "24 скрипки короля" получили приказ подчиняться его указаниям "как относительно времени собраний для репетиций, так и времени игры в ансамбле", и четырнадцатого марта 1667 года он заменил Банистера на посту руководителя Избранного оркестра на фоне обвинений Банистера в финансовых нарушениях. Неудивительно, что назначение Грабу вызвало недовольство: Сэмюэл Пепис сообщал о ярости Банистера и ревнивом замечании Пелхэма Хамфри, что он "ничего не смыслит и не может играть ни на одном инструменте, и поэтому не может сочинять". Но Грабу, очевидно, был приглашен для повышения стандартов в "24 скрипках короля", и ему это удалось. Пепису не понравилась "английская песнь о мире" Грабу, исполненная в Уайтхолле первого октября 1667 года, но он признал, что тот добился того, чтобы инструменты "благодаря практике играли очень слаженно", и он "слышал очень хорошую репетицию Гребю" на "скрипичном концерте" в Уайтхолле пятнадцатого апреля 1668 года.
Грабу служил Мастером королевской музыки до 1673 года, когда он, по-видимому, попал под действие Акта о присяге, принятого той весной и вступившего в силу с 18 ноября, который запрещал католикам находиться при дворе. Николас Стаггинс был приведен к присяге в качестве его замены 15 августа 1674 года, но ему было выплачено 100 фунтов стерлингов в год «без отчета, для таких целей, как король направит» 10 мая 1675 года, с обратной силой до Дня летнего солнцестояния 1673 года, так что он, возможно, руководил с того времени. Вместо этого Грабу обратился к театру. Он был вовлечен в попытку Камбера основать французскую оперную труппу в Лондоне. Текст "Арианы, или Брака Вакха" (фр. "Ariane, ou Le mariage de Bacchus"), представленной в Друри-Лейн 30 марта 1674 года, был «теперь положен на музыку» Грабу, хотя эта утраченная работа, по-видимому, была расширенной версией "Арианы" Камбера, впервые представленной в 1659 году. Из этого предприятия ничего не вышло, и к 5 мая 1677 года он был вынужден подать петицию королю о выплате задолженности по зарплате. Сообщалось, что он был "очень беден и несчастен".
Ничего дальнейшего не известно о деятельности Грабу до апреля 1683 года, когда он безуспешно соревновался за пост в французской королевской капелле. Тем летом Томас Беттертон нанял его "чтобы представить что-то, по крайней мере похожее на оперу в Англии для развлечения Его Величества". Его музыка к аллегорической опере Драйдена "Альбион и Албаний" была поставлена на репетиции зимой 1684 года, только чтобы быть прерванной смертью Карла Второго 6 февраля 1685 года. Она была наконец поставлена 3 июня, но шла всего шесть вечеров, прежде чем была прервана восстанием Монмута, хотя была опубликована в виде партитуры в 1687 году. Грабу продолжал писать для театра, сочинив сюиты для возобновлений постановок "Трагедия девы", "Двойной брак" и "Эдип". Он дал концерт своих сочинений в доме в Ковент-Гардене 17 ноября 1694 года, предположительно, чтобы собрать деньги для своего отъезда из Англии, так как 4 декабря ему был выдан паспорт для поездки в Голландию или Фландрию с женой и двумя детьми. Больше о нем ничего не известно.
Музыка Грабу была обыкновенно осуждена в современности, хотя ее воспринимаемая слабость может главным образом объясняться тем фактом, что он был неспособен или не желал научиться тому, как правильно писать на английском языке. Его голосоведение всегда компетентно, и если оно звучит пресно по сравнению с Локком или Пёрселлом, то это потому, что он работал в рамках традиции, которая ценила элегантную мелодию, использовала относительно мало диссонанса и концентрировала большую часть музыкального интереса во внешних голосах. В своих лучших проявлениях, как в замечательной сюите, которую он написал для сопровождения последовательности снов в третьем акте "Валентиниана", он был высокоэффективным представителем французского оркестрового идиома. "Альбион и Албаний" является по сути оперой в стиле Люлли с английскими словами, и хотя она иногда затянута, ее влияние легко услышать в полу-операх Пёрселла.
Оркестровая музыка в "Пасторали" (1684) и "Альбионе и Албании" использует французскую пятиголосную оркестровую запись, с одной скрипичной партией, тремя альтами и басом, хотя большая часть остального его инструментального наследия сохранилась только в неполных или плохих источниках. "Собрание нескольких симфоний и арий для скрипок, флейт и гобоев", опубликованное анонимно в 1688 году, по-видимому, является его работой и, вероятно, включает некоторую сокращенную оркестровую музыку.
Сценические произведения
Другие произведения
Ноты сочинений Луиса Грабу на сайте библиотеки IMSLP