Готчовиус, Николаус
1575 - 1624

Назад

Николаус Готчовиус (Nicolaus Gotschovius) - немецкий композитор и органист

  • Родился около 1575 г. - Росток.
  • Умер после 1624 г. - Штаргард, Померания. 

Он был сыном школьного учителя, который переехал из Ростока в Старгард в 1589 году. Еще школьником он работал органистом в Старгарде. В 1595 году он поступил в Ростокский университет, но, по-видимому, не закончил учебу. В 1598 году он получил в Старгарде должности органиста и государственного нотариуса. В конце 1604 года он стал органистом Мариенкирхе, главной церкви Ростока. Хотя за предоставление полифонической музыки для богослужений отвечал кантор, а не органист, Готшовиус, тем не менее, за 15 лет работы в Ростоке опубликовал множество духовных вокальных произведений. Его университетское образование было еще одной рекомендацией для назначения кантором, но кантора Мариенкирхе Иоганна Нойкранца, который никоим образом не выделялся как композитор, в 1618 году сменил не Готшовиус, а Даниэль Фридеричи. Год спустя Готшовиус вернулся в Штаргард в качестве органиста и гражданского секретаря Мариенкирхе. В 1608 году его пригласили в качестве консультанта по органному делу в Висмар, а в 1620 году - в Кеслин (ныне Кошалин). Его музыка приобрела большую известность в Ростоке. Ему было поручено написать произведения для многочисленных свадеб и других торжеств, и "Пять частей века" снискали благосклонность не только канторов Ростока, но и пасторов и университетских профессоров. В то время как на четырех- и пятичастные произведения Готшовиуса сильное влияние оказали хоральные мотеты Йоханнеса Эккарда, в его сочинениях из шести и более частей отчетливо прослеживаются современные венецианские мотивы, с предпочтением коротких мелодичных фраз в гомофонической текстуре. Даже в шестичастных произведениях используются приемы двойного хора. В них, но еще больше в пьесах для двух-трех кори спеццати, Готшовиус проявил незаурядное чутье к звуковым эффектам. Также заслуживает внимания его способ в свадебном песнопении Dialogismus (1610) дополнить латинский гимн, контрапунктически поставленный для первого хора, гомофоническим немецким хоралом для второго хора.