Горчицкий, Гжегож Гервази
ок.1665 - 1734

Назад

Гжегож Гервази Горчицкий (Grzegorz Gerwazy Gorczycki) - Польский композитор

Родился между 1665 и 1667годом, Розбарк, под Бытом, Силезия - умер 30 апреля 1734 года, Краков. 

Примерно с 1678 по 1683 год он изучал философию в Пражском университете, а затем теологию в Венском университете до 1689 года. Самое позднее в начале 1690 года он переехал в Краков, где весной 1692 года был рукоположен. Вскоре после этого он был назначен профессором Миссионерской конгрегации в Хелмно, Померания; одной из его обязанностей там было руководство музыкой в часовне. В 1694 году он вернулся в Краков и стал викарием, а с 1696 года - тюремщиком Вавельского кафедрального собора. К этому времени он уже сочинял музыку, поскольку одно из его произведений, "Тота пульхра, Мария", датировано 1694 годом. В 1698 году он был назначен музыкальным руководителем Вавельского кафедрального собора и занимал эту должность до самой смерти. С 1702 года он также был старшим настоятелем часовни ангелистов при кафедральном соборе. В 1705 году он стал каноником коллегиальной церкви в Скалбмеже, а примерно с 1720 года - приходским священником одной из краковских церквей. Он дирижировал Вавельской капеллой на коронации курфюрста Августа III Саксонского в Кракове 17 января 1734 года и вскоре после этого скончался. Его долго помнили, особенно в Кракове: несколько его работ были опубликованы в 19 веке, три из них - еще в 1839 году. Горчицкий - заметная фигура в польской музыке периода позднего барокко. В основном он писал литургическую музыку на латинские тексты, но, похоже, пробовал свои силы и в чисто инструментальных произведениях. Когда–то о нем думали прежде всего как о талантливом представителе старого стиля a cappella, но открытие во второй половине 20–го века нескольких его произведений для голосов и инструментов - помимо уже известного Illuxit sol iustitia - показывает, что он использовал не только традиционную вокальную полифонию, но и более современные инструменты.-современные согласованные приемы неаполитанской школы. Его масштабные вокальные и инструментальные мотеты включают диалоги между двумя или более инструментами (в основном скрипками, но иногда также альтами, гобоями и трубами) и четыре или пять вокальных партий, которые включают короткие сольные отрывки, контрастирующие с тутти. Эти произведения написаны в четкой, схематичной мажорно-минорной тональности и демонстрируют мелодический стиль, уходящий корнями в итальянскую музыку. Инструментальная музыка, по-видимому, была важна для Горчицкого; то немногое, что известно о его вкладе в нее, связано с полонезом сомнительной подлинности и заметкой об утраченной увертюре. Сейчас о нем не думают (как когда-то), что он написал какие-либо оперы.

Ноты сочинений Гжегожа Гервази Горчицкого на сайте библиотеки IMSLP