Гонелли, Джузеппе
1685 - 1745

Назад

Джузеппе Гонелли (Giuseppe Gonelli) - Итальянский композитор, органист и педагог

Родился 24 октября 1685 года, Кремона - умер 11 февраля 1745 года, Кремона.

Он изучал музыку у Т.Б. Гаффи и после рукоположения в сан священника был назначен органистом кафедрального собора Кремоны 14 декабря 1708 года. Позже он стал там маэстро ди капелла и занимал этот пост до 27 апреля 1727 года. В 1712 году он отправился в Лоди на празднование дня святой Терезы и в Пьяченцу на канонизацию святого Андреа Авеллино. 30 мая 1737 года он поставил несколько произведений собственного сочинения в церкви Грацие в Лоди, а 29 ноября 1740 года его музыка была исполнена в Кремонском соборе на заупокойной службе по императору Карлу VI. В начале того же года падре Мартини попытался добиться для Гонелли должности маэстро капеллы в Лорето, но Гонелли отказался от этой должности. В 1743 году вместе с Лео, Порпорой, Джоммелли и Мартини он был одним из судей на должность маэстро капеллы Миланского собора. В период с 1735 по 1744 год Гонелли состоял в переписке с падре Мартини; они обменялись наблюдениями и суждениями о своих собственных и чужих произведениях. Действительно, репутация Гонелли как контрапунктиста была такова, что Джузеппе Паолуччи в своей книге "Искусство контрапункта, ii" (Венеция, 1766) назвал его "некогда знаменитым мастером Кремоны" и включил партитуру его "реквиема Доньи эис" в качестве примера двойной фуги вместе с пространным анализом. Музыка Гонелли, вся в рукописях, является исключительно духовной и включает мессы, псалмы, антифоны, мотеты, духовные кантаты и несколько произведений для органа. В его хоровых произведениях, в основном в сопровождении струнных и органа continuo, иногда используются трубы и рожки (из его письма следует, что торжественная музыка в Кремонском соборе всегда сопровождалась инструментами). В его хоровом творчестве чередуются традиционные контрапунктические и гоморитмические разделы, в которых используется более современный гармонический язык. В написании струнных песен прослеживается влияние трио-сонаты, а его сольное творчество мелодично и декоративно. В его органных произведениях заметно влияние стиля галант в их относительно коротких фразах и изящных мелодиях. Его иногда путают с его братом, Дж. Б. Гонелли (1670–?1751), органистом кафедрального собора Кремоны.