Гольдберг, Иоганн Готлиб
1727 - 1756

Назад

Goldberg, Johann Gottlieb

Портрет композитора Иоганн Готлиб Гольдберг

  • Дата крещения: 14 марта 1727 г.
  • Место крещения: Данциг (ныне Гданьск)
  • Дата смерти: похоронен 15 апреля 1756 г.
  • Место смерти: Дрезден

Биография

Иоганн Готлиб Гольдберг был немецким клавирным виртуозом и композитором. Очень мало документальных свидетельств о жизни Гольдберга сохранилось, и практически все ранние сообщения содержат некоторые доказуемые ошибки. Широко распространено сообщение, что он стал учеником И. С. Баха после того, как русский посол при саксонском дворе, Герман Карл фон Кайзерлингк, признал талант мальчика в Данциге, возможно, в 1737 году. Также утверждалось, что Гольдберг был учеником В. Ф. Баха, который находился в Дрездене на протяжении первого срока службы Кайзерлингка в этом городе. Ни один другой отчет не подтверждает это обучение, и степень изучения Гольдбергом с любым из Бахов, а также порядок, в котором он у них учился, остаются предметами для спекуляций.

Гольдберг, по-видимому, не сопровождал графа Кайзерлингка из Дрездена в Потсдам в 1745 году и в следующий раз прослеживается около 1749–1751 годов на концерте, на котором присутствовали Кайзерлингк, курфюрстина Саксонская Мария Антония Вальпургия и В. Ф. Бах. В 1751 году Гольдберг вступил в частное музыкальное учреждение графа Генриха фон Брюля, где оставался до своей ранней смерти от чахотки.

Творчество

Знаменитая история Форкеля о заказе "Гольдберг-вариаций" И. С. Баха Кайзерлингком для исполнения Гольдбергом содержит несколько фактических ошибок и должна вызывать сомнения. Однако из ранних отчетов ясно, что техническая сложность вариаций хорошо соответствовала бы удивительным исполнительским навыкам Гольдберга.

Ранние отчеты единодушно восхваляют клавирную игру Гольдберга, особенно его легкость в чтении с листа за клавиром. Но его композиторские навыки вызвали небольшую полемику: Форкель предположил, что Гольдберг был "очень искусным клавишником, но без особого таланта к композиции". Вероятность того, что И. С. Бах поощрял Гольдберга писать церковные кантаты для Лейпцига, говорит в пользу его композиторского таланта, как и путаница с атрибуцией Трио-сонаты до мажор BWV 1037.

Сохранившиеся сочинения Гольдберга демонстрируют музыкальный стиль, варьирующийся в зависимости от жанра и гипотетической хронологии: от стиля, очень близкого к И. С. Баху (кантаты, большинство трио-сонат), до более галантного и доступного дрезденской публике (полонезы, Трио-соната соль минор) и, возможно, наконец, до амбициозного современного стиля, рассчитанного на оркестр графа Брюля и, возможно, находящегося под влиянием стиля К. Ф. Э. Баха (концерты). Неудивительно, что при изучении работ этого молодого и способного человека трудно найти его "подлинный" музыкальный стиль, хотя любовь к синкопам, широкообъемным мелодиям и особенно к хроматизму проходит через его произведения.

Произведения

Кантаты

  • "По милостивому состраданию" ("Durch die herzliche Barmherzigkeit")
  • "Помоги, Господи" ("Hilf, Herr")

Концерты

  • Два концерта для клавесина с оркестром (ми-бемоль мажор, ре минор)

Камерная музыка

  • Четыре сонаты для двух скрипок и бассо континуо (си-бемоль мажор, ля минор, соль минор, до мажор)
  • Соната для двух скрипок, альта и бассо континуо до минор
  • Две сонаты для флейты, скрипки и бассо континуо (утеряны)

Клавирная музыка

  • Прелюдия до мажор
  • Прелюдия и фуга фа минор
  • Соната ре мажор
  • Двадцать четыре полонеза во всех тональностях
  • Хоральные прелюдии (утеряны)

Ноты сочинений Иоганна Готлиба Гольдберга на сайте библиотеки IMSLP