Гольдберг, Иоганн Готлиб
1727 - 1756

Назад

Иоганн Готлиб Гольдберг (Johann Gottlieb Goldberg) - Немецкий клавишник-виртуоз и композитор

Крещён 14 марта 1727 года, Данциг (ныне Гданьск) - умер 15 апреля 1756 года, Дрезден. 

Сохранилось очень мало документальных свидетельств о жизни Голдберга, и практически все ранние отчеты содержат некоторые очевидные ошибки. Широко известно, что он стал учеником И.С. Баха после того, как российский посол при саксонском дворе Герман Карл фон Кейзерлингк (граф с 1741 года) признал талант мальчика в Данциге, возможно, в 1737 году. Голдберг также был заявлен в качестве ученика У.Ф. Бах, который находился в Дрездене в течение всего первого периода правления Кейзерлинга в этом городе (1734-45). Ни один другой отчет не подтверждает эту опеку, и степень обучения Гольдберга у Баха и порядок, в котором он у них учился, остаются предметом для размышлений. Знаменитая история Форкеля о том, как Кейзерлингк поручил Гольдбергу исполнить "Гольдберг-вариации" И.С. Баха (опубликованные в 1741 году под названием "Clavier-Übung, iv"), содержит несколько фактических ошибок и заслуживает сомнения. (Это часто ставилось под сомнение из-за крайней молодости Гольдберга: отсутствие посвящения на гравюре свидетельствует против заказа, хотя даже без заказа Бах мог подарить Кейзерлинку копию гравюры и получить ответный подарок, возможно, в конце 1741 года, когда, как известно, у него было посетил дом Кейзерлинков в Дрездене.) Однако из ранних записей становится ясно, что техническая сложность вариаций вполне соответствовала удивительному исполнительскому мастерству Голдберга. Тот факт, что единственный сын Кейзерлинга учился в Лейпциге с 1741 по 1743 год, возможно, послужил поводом для визитов Гольдберга в Лейпциг – визитов, о которых свидетельствуют характер, стиль и дипломатичность церковных кантат Гольдберга, а также сомнительная история Форкеля. Гольдберг, по-видимому, не сопровождал графа Кейзерлинга из Дрездена в Потсдам в 1745 году, и, согласно Даддеру, его появление можно проследить примерно в 1749-1751 годах на концерте, на котором, согласно Даддеру, также присутствовали Кейзерлинг (вернувшийся в Дрезден с 1749 года), курфюрстина Мария Антония Вальпургиева Саксонская и В.Ф. Бах (предположительно, приехавший из Галле). к письму В.Ф. Баха к курфюрстине в 1767 году. В 1751 году Гольдберг присоединился к частному музыкальному учреждению графа Генриха фон Брюля, которое было ослаблено уходом Георга Гебеля и Готлоба Харрера в 1750 году. Он оставался на службе у Брюля до своей ранней смерти от чахотки. Самые ранние отчеты единодушно восхваляют игру Голдберга на клавишных, особенно его умение читать по тексту. Но его композиторские способности вызвали небольшую полемику: Форкель предположил в своей биографии Баха (1802), что Гольдберг был "очень искусным клавишником, но без особого композиторского таланта", а Дж.Ф. Рейхардт перепечатал это мнение в своей автобиографии 1805 года, добавив: "Очевидно, он [Оркель] ошибся".] ничего не знает или знает только самое незначительное из очень редких клавишных произведений Голдберга’. Утверждение, приписываемое Райхардту, что Гольдберг обладал главным образом техническим талантом, не был настоящим музыкальным гением и не обладал особым талантом к композиции, отсутствует в автобиографии Райхардта, а только в очень образной "выдержке" из нее Х.М. Шлеттерера. Райхардт сам был в превосходном положении, чтобы оценить сочинения Голдберга, поскольку у него было "несколько" клавишных концертов Голдберга и он слышал, как сестра Голдберга исполняла некоторые произведения своего брата. Вероятность того, что Дж.С. Бах поощрял Гольдберга к написанию церковных кантат для Лейпцига, что говорит в пользу его композиторского таланта, как и путаница – восходящая, по крайней мере, к каталогам Брайткопфа 1761 и 1762 годов – в отношении авторства трио-сонаты до мажор bwv1037. Дошедшие до нас сочинения Гольдберга демонстрируют музыкальный стиль, варьирующийся в зависимости от жанра и гипотетической хронологии, от стиля, очень близкого к И.С. Баху (кантаты, большинство трио-сонат), до гораздо более галантного и доступного дрезденской публике (полонезы, трио-соната соль минор) и, возможно, наконец, в амбициозном современном стиле, разработанном для оркестра графа Брюля и, возможно, под влиянием стиля К.П.Э. Баха (концерты). Неудивительно, что, знакомясь с творчеством этого молодого и поверхностного человека, трудно найти его "настоящий" музыкальный стиль, хотя любовь к синкопе, разнообразным мелодиям и особенно к хроматизму пронизывает все его творчество.

Ноты сочинений Иоганна Готлиба Гольдберга на сайте библиотеки IMSLP