Гобер, Томас
ок.1638 -

Назад

Томас Гобер (Thomas Gobert) - Французский композитор и духовный деятель

Родился около 1638 года, Пикардия - умер 26 сентября 1672 года, Париж. 

Вероятно, между 1615 и 1627 годами он был певчим в церковном хоре Сент-Шапель, каноником в Сен-Кантене в 1630 году и метрдотелем часовни в Перонне, с этой должности он сделал "хороший скачок к господину кардиналу [Ришелье] и еще лучший скачок к службе королю" (Гантес). В 1638 году он сменил Формэ на посту су-метрдотеля королевской капеллы, эту должность он делил сначала с Пико, затем с Вейо и, наконец, после смерти последнего в 1662 году, с Дю Монтом. Он занимал несколько административных должностей в Сент-Шапель, в том числе должность каноника в 1651 году. В 1664 году Людовик XIV решил, что в его часовне должно быть четыре су-мэтра, каждый из которых должен служить в течение одной четверти: Гобер (январь), Робер (апрель), Экспилли (июль) и Дю Мон (октябрь). Гобер ушел из королевской часовни в 1669 году и после своей смерти был похоронен в Сент-Шапель. Наряду с Форме и Вейо Гобер был композитором-авангардистом. Он восхищался многими "прекрасными песнями" в мадригалах Монтеверди и многое сделал для популяризации песнопений с двойным хором во Франции. Формат версальского большого песнопения уже присутствует в описании Гобером песнопений, сочиненных им для королевской капеллы: "Большой хор, состоящий из пяти частей, всегда исполняется многими голосами. Малый хор состоит только из сольных голосов" (письмо Константину Гюйгенсу от 17 октября 1646 года). Ни один из великих мотетов Гобера не сохранился. Тексты для многих из них можно найти в "Кантике для королевской капеллы" Перрена (1665). В своих "утерянных античных отзывах", также упомянутых в этом письме, Гобер, возможно, экспериментировал с непрерывным басом еще до того, как во Франции появились первые печатные образцы ("Священная тропа" Гюйгенса, 1647). Другой прогрессивной особенностью является простое двухчастное вокальное исполнение парафразы "Псалмы Давида" (Париж, 1659, 5/1686). Четвертое издание, выпущенное в 1656 году, начатое Окс-Кусто, было завершено Гобером, который придал настройкам Окс-Кусто "плюс выдержки", добавив некоторые "повороты голоса", некоторые "предвосхищения", некоторые "дрожания" и некоторые "изгибы голоса" (Avis). Пьер ле Пети, печатник, обосновал "новое" издание тем, что он попросил Гобера изложить псалмы (в переводе Годо) "простым контрапунктом, подходящим для тех, кто лишь немного знаком с музыкой", и что более ранняя версия 1656 года, выполненная О-Кусто в архаичной полифонии эпохи Возрождения. ‘не обладал всеми желаемыми качествами’.

Ноты сочинений Томаса Гобера на сайте библиотеки IMSLP