Ньокки, Пьетро
1689 - 1775

Назад

Gnocchi, Pietro

  • Дата рождения: 27 февраля 1689
  • Место рождения: Альфанелло, Брешиа, Италия
  • Дата смерти: 9 декабря 1775
  • Место смерти: Брешиа, Италия

Биография

Пьетро Ньокки был итальянским композитором и священником. Большая часть сведений о его жизни известна благодаря современнику Кристони. Будучи вторым сыном семьи среднего класса, он стал священником, посвятив себя особенно изучению музыки. После смерти младшего брата он отправился учиться в Венецию. Перед возвращением в Брешиа Ньокки много путешествовал, встречаясь с известными музыкантами в Вене и Мюнхене, а также в Венгрии, Богемии и Саксонии. Он вел замкнутый и аскетический образ жизни в Брешиа, писал научные труды по эпиграфике, географии и древней истории, заработав широкую репутацию ученого и знатока языков.

16 июня 1723 года он был назначен маэстро ди капелла собора Брешиа, а в 1733 году участвовал, безуспешно, в конкурсе на должность органиста в этом же соборе. В апреле 1762 года он повторно претендовал на должность органиста и был успешно назначен, совмещая обе работы до конца жизни. Примерно с 1745 по 1750 год он также работал в приюте Orfanelle della Pietà в Брешиа.

Согласно Кристони, принц Фаустино Лечи из Брешиа отправился в Болонью учиться у Падре Мартини, который удивился, что принц предпринял такое путешествие, когда в Брешиа уже был «знаменитый профессор музыки» — Ньокки. Принц Лечи последовал совету Мартини и стал учеником, другом и покровителем Ньокки. Семья Лечи приобрела 25-томную историю древнегреческих колоний на Востоке, написанную Ньокки, а также обладала его трактатом о памятных плитах Брешиа и многими его музыкальными сочинениями.

Творчество

Ньокки написал большое количество музыки, почти исключительно духовной, которая сохранилась в рукописях. Он планировал опубликовать 12-томное издание Salmi brevi, однако вышли только титульный лист и посвящение. Его интерес к географии отражён в некоторых названиях произведений: например, настройки Magnificat для шести голосов Il capo di buona speranza (Мыс Доброй Надежды) и Il rio de la plata (Рио-де-ла-Плата), а также мессы для четырёх голосов Europe (Европа), Asia (Азия), Africa (Африка) и America (Америка).

По стилю Ньокки предпочитал венецианскую технику чередования хоров, обрабатывая их в гомофонной, а не имитационной манере. По словам Гуэррини, его композиции лишены динамики своих венецианских современников Бенедетто Марчелло и Лотти. Мессы для восьмиголосого двойного хора считаются его лучшими произведениями.

Произведения

  • Salmi brevi per tutto l'anno (Краткие псалмы на весь год), 8 голосов, скрипка (только титульный лист и посвящение, остальное в рукописи)
  • 60 Requiem и мессы, 4–8 голосов, некоторые с инструментами
  • Offertories для Адвента и постных месс
  • 6 комплектов Vespers для церковного года, 4–8 голосов, орган
  • 2 Vespers для службы усопших
  • Ответы для Страстной недели, Рождества
  • 2 Pontificali
  • 2 Lit и Te Deum для процессий
  • 12 Magnificat, 4 голоса
  • 2 цикла гимнов для церковного года
  • 6 Miserere, 4–8 голосов
  • Различные мотеты, некоторые с инструментами
  • 9 месc, 2–4 голоса
  • 6 Requiem, 2–4 голоса
  • Различные гимны
  • 8 canzonette scherzose (Шутливые канцонетты)
  • Concerto à 7, струнные, континуо
  • 3 сонаты, 2 скрипки, континуо