Ньокки, Пьетро
1689 - 1775
Назад
Gnocchi, Pietro

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Ньокки был итальянским композитором и священником. Большая часть сведений о его жизни известна благодаря современнику Кристони. Будучи вторым сыном семьи среднего класса, он стал священником, посвятив себя особенно изучению музыки. После смерти младшего брата он отправился учиться в Венецию. Перед возвращением в Брешиа Ньокки много путешествовал, встречаясь с известными музыкантами в Вене и Мюнхене, а также в Венгрии, Богемии и Саксонии. Он вел замкнутый и аскетический образ жизни в Брешиа, писал научные труды по эпиграфике, географии и древней истории, заработав широкую репутацию ученого и знатока языков.
16 июня 1723 года он был назначен маэстро ди капелла собора Брешиа, а в 1733 году участвовал, безуспешно, в конкурсе на должность органиста в этом же соборе. В апреле 1762 года он повторно претендовал на должность органиста и был успешно назначен, совмещая обе работы до конца жизни. Примерно с 1745 по 1750 год он также работал в приюте Orfanelle della Pietà в Брешиа.
Согласно Кристони, принц Фаустино Лечи из Брешиа отправился в Болонью учиться у Падре Мартини, который удивился, что принц предпринял такое путешествие, когда в Брешиа уже был «знаменитый профессор музыки» — Ньокки. Принц Лечи последовал совету Мартини и стал учеником, другом и покровителем Ньокки. Семья Лечи приобрела 25-томную историю древнегреческих колоний на Востоке, написанную Ньокки, а также обладала его трактатом о памятных плитах Брешиа и многими его музыкальными сочинениями.
Ньокки написал большое количество музыки, почти исключительно духовной, которая сохранилась в рукописях. Он планировал опубликовать 12-томное издание Salmi brevi, однако вышли только титульный лист и посвящение. Его интерес к географии отражён в некоторых названиях произведений: например, настройки Magnificat для шести голосов Il capo di buona speranza (Мыс Доброй Надежды) и Il rio de la plata (Рио-де-ла-Плата), а также мессы для четырёх голосов Europe (Европа), Asia (Азия), Africa (Африка) и America (Америка).
По стилю Ньокки предпочитал венецианскую технику чередования хоров, обрабатывая их в гомофонной, а не имитационной манере. По словам Гуэррини, его композиции лишены динамики своих венецианских современников Бенедетто Марчелло и Лотти. Мессы для восьмиголосого двойного хора считаются его лучшими произведениями.