Глюк, Кристоф Виллибальд фон
1714 - 1787
Назад
Gluck, Christoph Willibald von
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристоф Виллибальд Глюк* был немецким композитором, известным своими реформами в области оперы. Сын лесничего у князя Лобковица в Эйзенберге, где учился в начальной школе. В 1726–1732 годах был мальчиком-хористом при иезуитской церкви в Комотау и как таковой обучался пению и игре на клавире, органе и скрипке, затем отправился в Прагу, где зарабатывал средства для существования в качестве певца в церквях и скрипача на балах. Вместе с тем Глюк стал, под руководством чеха Черногорского, отличным виолончелистом. Благодаря, вероятно, поддержке князя Лобковица, Глюк решился в 1736 году отправиться в Вену, которая уже и в то время была значительным музыкальным центром. Здесь ломбардский князь Мельци, слышавший Глюка на вечере у князя Лобковица, обратил внимание на его выдающийся талант, взял его с собой в Милан и поручил там для дальнейшего усовершенствования Саммартини, одному из творцов струнного квартета. После четырехлетнего обучения Глюк выступил оперным композитором, поставив в 1741 году "Артаксеркс". В 1745 году он был приглашен в Лондон, чтобы писать оперы для театра на Хеймаркет. Путешествие в Лондон явилось поворотным пунктом композиторской деятельности Глюка. С этих пор Глюк стал больше заботиться о драматической выразительности своей музыки. В 1754–1764 годах был капельмейстером придворной оперы в Вене. 1762 год составляет начало второго периода жизни Глюка – годы странствий и исканий кончились, наступила творческая зрелость, Глюк дал миру своего "Орфея". В 1773 году Глюк отправился в Париж, где состоялись премьеры его важнейших реформаторских опер. Спор между сторонниками Глюка и приверженцами итальянской оперы получил громкую известность. Маститый композитор возвратился в 1780 году, покрытый славой, в Вену, где спокойно проводил он остаток дней.
Кристоф Виллибальд Глюк является одним из самых значительных реформаторов оперы в истории музыки. Его творчество ознаменовало переход от условностей оперы-сериа к драматической целостности музыкального спектакля. В своих зрелых операх, созданных в сотрудничестве с либреттистом Кальсабиджи, Глюк стремился к подчинения музыки драматическому действию, простоте и естественности выражения. Его эстетические принципы были четко сформулированы в предисловии к партитуре "Альцесты". Главные оперы композитора – "Орфей и Эвридика", "Альцеста", "Ифигения в Авлиде" и "Ифигения в Тавриде" – остаются вершинами оперного искусства и до сих пор входят в репертуар ведущих театров мира.
Оперы (реформаторские)
Оперы (ранние, в итальянском стиле)
Комические оперы
Прочие сочинения
----------
*Хотя данная статья даёт целостное представление о жизненном пути мастера, богатейшее наследие Глюка, глубокий анализ его музыкальной драматургии и историческая роль заслуживают более масштабного исследования, которому посвящены многочисленные музыковедческие работы.
Ноты сочинений Кристофа Виллибальда фон Глюка на сайте библиотеки IMSLP