Глюк, Кри́стоф Ви́ллибальд фон
1714 - 1787

Назад

Кри́стоф Ви́ллибальд фон Глюк (Christoph Willibald von Gluck) - Богемский композитор

Родился 2 июля 1714 года, Эрасбах, Верхний Пфальц - умер 15 ноября 1787 года, Вена. 

Сын лесничего у князя Лобковица в Эйзенберге, где учился в начальной школе. В 1726–1732 был мальчиком-хористом при иезуитской церкви в Комотау и как таковой обучался пению и игре на клавире, органе и скрипке, затем отправился в Прагу, где зарабатывал средства для существования в качестве певца в церквях и скрипача на балах, Вместе с тем Глюк сделался, под руководством чеха Черногорского, отличным виолончелистом. Благодаря вероятно поддержке князя Лобковица, Глюк решился в 1736 отправиться в Вену, которая уже и в то время была значительным музыкальным центром. Здесь ломбардский князь Мельци, слышавший Глюка на вечере у князя Лобковица, обратил внимание на его выдающийся талант, взял его с собой в Милан и поручил там для дальнейшего усовершенствования Саммартини, одному из творцов струнного квартета. После четырехлетнего обучения Глюк выступил оперным композитором, поставив в 1741 "Артаксеркс" (Милан); вскоре затем последовали: "Ипермнестра" и “Деметрий” (“Клеоника”) (Венеция 1742), "Демофонт" (Милан, 1742), "Артамен" (Кремона 1743), “Софонисба” ("Сифак") (Милан 1743), “Пор” (Турин 1744) и "Педра" (Милан 1744). Эти произведения, – в таком же чисто-итальянском стиле, какие писали Саккини, Гульельми, Иомелли и Пиччини, – скоро доставили Глюку известность, так что в 1745 он был уже приглашен в Лондон, чтобы писать оперы для Геймаркетского театра; он поставил там "Падение гигантов" (1746), повторил "Артамена", сделал также опыт поставить оперу "Пирам и Фисба", составленную из лучших арий его прежних опер (pasticcio), но потерпел полнейшую неудачу. Путешествие в Лондон явилось поворотным пунктом композиторской деятельности Глюка; зависело это частью от собственных его размышлений, вызванных падением упомянутого pasticcio, частью – от сильного впечатления, произведенного на него сочинениями Генделя, а также музыкой Рамо, с которой он познакомился в это время в Париже. С этих пор Глюк стал больше заботиться о драматической выразительности своей музыки и в операх своих стал обращать внимание не только на музыку, но и на текст. Изменение стиля Глюка совершилось лишь постепенно; все же оно отчасти проявляется уже в "Узнанной Семирамиде", написанной в 1748 для Вены, куда Глюк отправился из Лондона и где в 1754–1764 был капельмейстером придворной оперы. В 1749 году Глюк был приглашен в Копенгаген ("Фетида"). Затем последовали "Телемах" (Рим 1750), "Милосердие Тита" (Неаполь 1751), "L'eroe cinese" ("Китаянки") (Вена 1755), "Триумф Камилло" и "Антигон" (Рим 1755), "Танец" (1755, Лаксенбург), "Оправданная невинность" и "Король-пастух" (Вена 1756), "Дон Жуан" (балет, там же 1761), "Триумф Клелии" (Болонья 1762) и много новых арий при возобновлении старых опер других композиторов в Вене и Шёнбрунне. Кроме того Глюк написал для двора новую музыку к целому ряду, имевших в то время успех в Париже французских комических опер (на тексты Фавара, Ансома, Седена, Данкура): "Сельская любовь" 1755, "Le chinois poli en France" (Вернувшийся китаец) 1756, "Le déguisement pastoral" 1756, "Мнимая рабыня" 1758, "Остров Мерлина, или Светопреставление" 1758, "Исправившийся пьяница, или Двойная метаморфоза" 1760, "Одураченный кади" 1761, "On ne s'avise jamais de tout" 1762 и "Непредвиденная встреча" 1764 (на немец. под заглавием “ Пилигримы из Мекки”). 1762 год составляет начало второго периода жизни Глюка – годы странствий и исканий кончились, наступила творческая зрелость, Глюк дал миру своего "Орфея" ("Орфей и Эвридика", Вена). Для этой оперы он нашел то, чего ему до сих пор недоставало: либреттиста, понимавшего одинаково с ним недостатки итальянской оперы и заменившего прежние поэтические сравнения и сентенции действием и страстностью. Либреттист этот, заслуги которого заключаются конечно не в одном том, что он понял намерения Глюка, был Кальсабиджи, автор текстов "Орфея", "Альцесты" (Вена 1767) и "Париса и Елены" (там же 1770). Глюк ясно выразил свои взгляды на оперу в предисловиях к партитурам "Альцесты" и "Париса и Елены" (напеч. 1769 и 1770). Менее удачные и менее обнаруживающие его новые стремления оперы этой эпохи написаны на тексты Метастазио (прежнего главного либреттиста Глюка): "Аэций" (Вена 1763), "Смятенье на Парнасе" (Шёнбрунн 1765, к бракосочетанию Иосифа II, исполнена императорской фамилией), "Корона" (1765, также исполнена принцессами) и написанные для Пармского двора в 1769 интермедии: "Празднества Аполлона", "Филемон и Бавкида" и "Аристей". В 1772 Г. познакомился с атташе французского посолства Бальи-Ле-Блан-дю Рулле, который проникся его реформаторскими идеями, переделал для него "Ифигению" Расина в оперное либретто и выхлопотал постановку на сцене парижской Большой оперы оконченной еще в том же году новой оперы ("Ифигения в Авлиде"); однако же для устранения горячей оппозиции этому предположению понадобилось личное ходатайство супруги дофина Марии Антуанеты, бывшей ученицы Г. Шестидесятилетний Г. сам поспешил в Париж для разучивания оперы и 19 апр. 1774 состоялось ее первое представление, возбудившее необычайный интерес в публике. "Орфей" и "Альцеста" были также поставлены с немаловажными изменениями; наплыв публики был так велик, что впервые пришлось выдавать билеты на генеральную репетицию, во время которой Глюк дирижировал без сюртука и парика, в ночном колпаке. Париж разделился на два лагеря. Почитатели музыки Люлли и Рамо стали на сторону Глюка, которому покровительствовал и двор. Многочисленная партия приверженцев итальянской оперы устроила, однако, так, что либретто "Роланда", переданное Глюку, было в то же время без его ведома предложено и Пиччини, прославившемуся в Италии своими 60 операми. Глюк тем временем поставил еще две небольшие, незначительные оперы "Осаждённая Китира" и "Очарованное дерево, или Обманутый опекун" (1775) и вернувшись в Вену, написал свою "Армиду". Узнавши об интриге с Пиччини, он так рассердился, что отказался от сочинения "Роланда" и сжег наброски этой оперы. Спор глюкистов (аббат Арно, Сюар и др.) с пиччинистами (Мармонтель, Лагарп, Женгене, Даламбер) получил громкую известность; с обеих сторон появилось множество брошюр и газетных статей. "Армиде" сначала не особенно посчастливилось (1777); зато "Iphigénie en Tauride" ("Ифигения в Тавриде") нанесла совершенное поражеиие пиччинистам (18 мая 1779, либретто Гильяра); слабый успех последней оперы Глюка "Эхо и Нарцисс" (1779), не мог уже повредить его славе. Маститый композитор, которому легкий припадок апоплексии напомнил об упадке его сил, возвратился в 1780 покрытый славой в Вену; там спокойно проводил он остаток дней, пока новый апоплексический удар не прервал его жизни. Кроме произведений для сцены Глюк написал весьма немногое, а именно: шесть симфоний (прежней формы, т.е. увертюр), семь од Клопштока для 1 голоса с клавиром, "De profundis" для хора и оркестра и восьмой псалом а capella. Кантата "Страшный суд" осталась неоконченной (Сальери окончил ее). В 1873–1896 было издано у Брейткопфа и Гертеля критически просмотренное роскошное издание главных опер Глюка (обе "Ифигении", "Альцеста", "Армида", "Орфей") под редакцией Пеллетана (ум. 1876) и при сотрудничестве Б. Дамке, К. Сен-Санса и Ж. Тирсо.
 

Ноты сочинений Кри́стофа Ви́ллибальда фон Глюка на сайте библиотеки IMSLP