Жиру, Франсуа
1737 - 1799

Назад

Франсуа Жиру (François Giroust) - Французский композитор

Родился 10 апреля 1737 года, Париж - умер 28 апреля 1799 года, Версаль.

С января 1745 по октябрь 1756 года он был членом хоровой школы Нотр-Дама, где учился у Луи Хоме и Антуана Гуле. 17 июня 1756 года, будучи старостой, он исполнил два произведения: "Lauda Jerusalem" и "a Magnificat". Он был рукоположен в духовный сан и выполнял мелкие поручения, прежде чем уйти и стать мэтром музыки в кафедральном соборе Орлеана. Жиру также возглавлял Музыкальную академию в Орлеане. Некоторые программы сохранились после его грандиозных еженедельных концертов (1764-5 и 1768-9). Обычно они включали отрывки из опер (Рамо, Кампра, Муре и других) и большой мотет, часто написанный самим Жиру. По крайней мере, 22 его мотета относятся к этому периоду, хотя большинство из них сохранились только в более поздних редакциях. Впервые его произведения были исполнены на концерте "Спиритуал" в Париже в 1762 году. Его "Экзауди Деус", четырежды исполненный в 1764 году, получил высокую оценку Рамо, которым Жиру очень восхищался. Впоследствии он написал для Рамо "Dies irae", которая была исполнена на поминальной службе, состоявшейся в Орлеане 15 января 1765 года. На конкурс, организованный Concert Spirituel в 1768 году, Жиру представил две постановки "Super flumina Babylonis". Было три финалиста, и когда стало известно, что Жиру присуждена не только первая премия, но и особо востребованная вторая премия, это стало настоящей сенсацией. Вторую постановку сравнивали с работой Перголези, и, похоже, д'Аламбер и другие поддержали ее, полагая, что она написана Филидором. В течение следующих семи лет Жиру был самым часто исполняемым композитором в концертном зале "Спиричуэл", не считая директора Оверня. В 1769 году он стал мэтром музыки в "Святых Невинных" в Париже. Два года спустя он женился на Марии Франсуазе д'Авантуа де Бомон, сопрано из "Concert Spirituel" и Королевской академии, которая состояла в родстве с архиепископом Парижа. У них было девять детей; Людовик XVI и Мария-Антуанетта по доверенности были крестными родителями первого ребенка, родившегося в Версале, Луизы-Антуанетты. 17 февраля 1775 года Жиру сменил Гозарга на посту помощника метрдотеля Королевской часовни в Версале. Он написал много песнопений для часовни, а также коронационную мессу для Людовика XVI и поминальную мессу о кончине Людовика XV. 16 июня 1780 года он выкупил у де Бери должность старшего интенданта музыки, оставшегося в живых, и вступил в должность в 1785 году. К огорчению Ле Сюэра и других, он сохранил за собой должность мэтра шапель. Некоторые светские произведения, включая масонские развлечения, относятся к этому периоду. После падения монархии в 1792 году Жиру остался в Версале и, то ли от страха, то ли от отчаяния, связал свою судьбу с революцией. Он дирижировал почти всеми революционными церемониями в городе и написал для них более 50 песен, гимнов и отдельных фрагментов. Многие из них были посвящены текстам Феликса Ногаре, франкмасона и радикального коллеги Робеспьера. "Версальская песнь" была исполнена для Национального собрания и распространена по всей стране, став его самым известным произведением и одной из самых известных мелодий революции (она сохранилась более чем в 50 версиях и пародиях). В это время он испытывал некоторые финансовые трудности, но в мае 1793 года получил скромную должность консьержа в Версальском замке, а в 1795 году ему была назначена государственная пенсия. 13 февраля 1796 года он стал первым композитором-иногородним, избранным в Институт Франции, присоединившись к Мехулю, Госсеку и Гретри. Версальская коммуна высоко ценила его, и после его смерти ему воздали много почестей, хотя позже его критиковали за его политический поворот. Главным наследием Жиру является большой мотет, последним автором которого он был. Он следовал традициям Дюмона, Делаланда и других, но в его музыке безошибочно угадывается стиль конца 18-го века: легкие мелодии, правильные фразы, простые гармонии и четкие формы. Большинство мотетов состоят из 5 или 6 отдельных номеров, которые часто делятся на медленные и быстрые части. Округленная двоичная форма является наиболее распространенной как в сольных, так и в хоровых номерах; реже встречаются комплексы оперных сцен (например, "Surge Domine" в "Memento Domine David"). Мелодии Жиру, как правило, изящны и лиричны ("Jucundum sit ei" в "Benedic anima"), но в хоровом творчестве чувствуется большая сила. Примерно в 1780 году он отказался от традиционного французского хора из пяти частей, но не отказался от контрапункта, написав такие фуги, как "Sic psalmum dicam" в "Ecce quam bonum", еще в 1790 году. Он часто сочетал несколько тем ("Quia contrivit" в "Confitemini") или противопоставлял полифонию сильным аккордовым пассажам или унисонам ("Peccator videbit" в "Beatus vir"). Он также увлекался оркестровой словесностью. "Супер флумина", получившая первый приз, начинается с журчания рек; другие сюжеты включают штормы (Diligam te), гонки колесниц (Exaudiat te) и землетрясения (Dominus regnavit). Все его сохранившиеся оратории, несмотря на французские названия, написаны на латыни. Волнующий пассаж "Красное море" исполнялся во времена короля, революции и реставрации. Парижская консерватория приобрела почти все сохранившиеся партитуры в начале 19-го века у его вдовы, но многие революционные произведения пропали, а большинство масонских сочинений были изъяты из библиотеки в 19-м веке и не были возвращены.

Ноты сочинений Франсуа Жиру на сайте библиотеки IMSLP