Жиру, Франсуа
1737 - 1799

Назад

Giroust, François

Портрет композитора Франсуа Жиру

  • Дата рождения: 10 апреля 1737 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 28 апреля 1799 года
  • Место смерти: Версаль, Франция

Биография

Франсуа Жиру был французским композитором. Он был членом хоровой школы Нотр-Дам с января 1745 года по октябрь 1756 года, где учился у Луи Оме и Антуана Гуле. Будучи старшим хористом, он представил два произведения 17 июня 1756 года: мотет "Хвали, Иерусалим" и "Песнь Богородицы". Он был рукоположен и принял малые чины перед тем, как уйти, чтобы стать руководителем музыки в соборе Орлеана.

Жиру также руководил Музыкальной академией в Орлеане. Сохранились некоторые программы амбициозных еженедельных концертов, которыми он руководил (1764-1765 и 1768-1769). Обычно они включали оперные фрагменты и большой мотет - часто самого Жиру. По крайней мере 22 его мотета датируются этим периодом, хотя большинство сохранились только в более поздних редакциях. Его произведения впервые были исполнены в "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) в Париже в 1762 году. Его "Услышь, Боже", исполненный четыре раза в 1764 году, был высоко оценен Рамо, которого Жиру очень почитал. Впоследствии он написал "День гнева" в память о Рамо, который был исполнен на заупокойной службе в Орлеане 15 января 1765 года. На конкурс, организованный "Духовным концертом" в 1768 году, Жиру представил две обработки "На реках Вавилонских". Было три финалиста, и когда выяснилось, что Жиру является автором не только произведения, получившего первую премию, но и удостоенного специально учрежденной второй премии, это вызвало большую сенсацию. Вторая обработка сравнивалась с творчеством Перголези, и, по-видимому, д'Аламбер и другие поддерживали её, полагая, что она принадлежит Филидору.

В течение следующих семи лет Жиру был самым часто исполняемым композитором в "Духовном концерте" после его директора Доверня. В 1769 году он стал руководителем музыки в церкви Святых Невинных в Париже. Два года спустя он женился на Мари Франсуазе д'Авантуа де Бомон, сопрано в "Духовном концерте" и Королевской академии музыки, которая была родственницей архиепископа Парижа. У них было девять детей; Людовик XVI и Мария-Антуанетта выступили, по доверенности, крёстными родителями первого ребёнка, родившегося в Версале, Луизы Антуанетты.

17 февраля 1775 года Жиру сменил Гозарга на посту помощника руководителя королевской капеллы в Версале. Он сочинил множество мотетов для капеллы, а также "Коронационную мессу" для Людовика XVI и заупокойную мессу "Месса по усопшим" в память о Людовике XV. 16 июня 1780 года он выкупил должность суперинтенданта музыки у де Бюри, вступив в должность в 1785 году. Он сохранил пост руководителя капеллы, к досаде Лесюёра и других. Некоторые светские произведения, включая масонские развлечения, датируются этим периодом.

Жиру остался в Версале после падения монархии в 1792 году и, будь то из страха или отчаяния, связал свою судьбу с Революцией. Он дирижировал почти всеми революционными церемониями в городе и написал для них более 50 песен, гимнов и произведений для особых случаев. Многие были написаны на тексты Феликса Ногаре, его собрата-масона и радикального коллеги Робеспьера. "Песня версальцев" была исполнена для Национального конвента и распространилась по всей стране, став его самым знаменитым произведением и одной из самых известных мелодий Революции (она сохранилась в более чем 50 версиях и пародиях). В это время он испытывал некоторые финансовые трудности, но в мае 1793 года получил скромную должность смотрителя в Версальском дворце, а в 1795 году ему была назначена государственная пенсия. 13 февраля 1796 года он стал первым композитором, не проживавшим в Париже, избранным в Институт Франции, присоединившись к Мегюлю, Госсеку и Гретри. Он был очень уважаем коммуной Версаля и получил множество посмертных почестей, хотя позже его критиковали за политическое предательство.

Творчество

Основное наследие Жиру составляют большие мотеты, последним мастером которых он был. Он следовал традиции Дю Мона, Делаланда и других, но его музыка имеет несомненно стиль конца 18 века: легкие мелодии, регулярные фразы, простые гармонии и ясные формы. Большинство мотетов состоят из 5 или 6 отдельных номеров, которые часто делятся на медленные/быстрые разделы. Завершенная двухчастная форма является наиболее распространенной как в сольных, так и в хоровых номерах; реже встречаются оперные сценарные комплексы (например, "Восстань, Господи" в "Помяни, Господи, Давида"). Мелодии Жиру обычно изящны и лиричны ("Да будет угодна Ему" в "Благослови, душа моя"), но большая сила проявляется в хоровом письме. Он исключил бас-тенор из традиционного пятиголосного французского хора около 1780 года, но не отказался от контрапункта, сочиняя фуги, такие как "Так воспою псалом" в "Се как хорошо" еще в 1790 году. Он часто сочетал несколько тем ("Ибо сокрушил" в "Исповедайтесь"), или противопоставлял полифонию мощным аккордовым пассажам или унисонам ("Увидит грешник" в "Блажен муж"). Он также наслаждался оркестровой звукописью. Первая удостоенная премии обработка "На реках Вавилонских" открывается речными журчаниями; другие темы включают бури ("Буду любить Тебя"), мчащиеся колесницы ("Да услышит тебя") и землетрясения ("Господь воцарился"). Его сохранившиеся оратории, несмотря на их французские названия, все написаны на латыни. Волнующий "Переход через Красное море" исполнялся в королевские, революционные и реставрационные времена. Парижская консерватория приобрела почти все сохранившиеся партитуры в начале 19 века у его вдовы, но многие революционные произведения утрачены, и большинство масонских произведений были взяты из библиотеки в 19 веке и не возвращены.

Произведения

Духовная музыка

Большие мотеты

  • "Хвали, Иерусалим" ("Lauda Jerusalem") (1756, ред. 1777)
  • "Песнь Богородицы" ("Magnificat") [I] (1756, ред. 1770)
  • "Воспринимается дева" ("Assumitur virgo") (около 1756-1759)
  • "Да снизойдет с высоты святый" ("Descendat alto divus") (около 1756-1759)
  • "О спасительный" ("O salutaris") (1760)
  • "Велик Господь" ("Magnus Dominus") (1762, ред. 1778)
  • "Бог - судья праведный" ("Deus judex justus") (1763, ред. 1784)
  • "Благослови, душа моя" ("Benedic anima") (1764)
  • "Господь воцарился" ("Dominus regnavit") (1764, ред. 1778)
  • "Услышь, Боже" ("Exaudi Deus") (1764, ред. 1781)
  • "Когда возвращал" ("In convertendo") (1764, ред. 1766, 1787)
  • "Суди меня" ("Judica me") (1764), утрачен
  • "Если не Господь" ("Nisi Dominus") (1764), утрачен
  • "Известен в Иудее" ("Notus in Judea") (1764, ред. 1777)
  • "Тебе, Бога, хвалим" ("Te Deum") (1764, ред. 1782)
  • "Блажен муж" ("Beatus vir") (1765, ред. 1777)
  • "Воспойте Господу" ("Cantate Domino") (1765, ред. 1774)
  • "Исповедайтесь Господу" ("Confitemini Domino") (1765, ред. 1773)
  • "День гнева" ("Dies irae") (1765)
  • "Возвёл я очи мои" ("Levavi oculos") (1765), утрачен
  • "Помилуй меня" ("Miserere mei") [I] (1765, ред. 1766)
  • "Милость Господня" ("Misericordia Domini") (1765), утрачен
  • "Как вожделенны" ("Quam dilecta") (1765, ред. 1779)
  • "Зачем шумят народы" ("Quare fremuerunt") (1765, ред. 1778)
  • "Как олень" ("Quemadmodum") (1765, ред. 1775)
  • "Буду славить Тебя" ("Confitebor tibi") (1767, ред. 1784)
  • "На реках Вавилонских" ("Super flumina Babylonis") [I] (1767)
  • "Суди, Господи" ("Judica Domine") (1768)
  • "На реках Вавилонских" ("Super flumina Babylonis") [II] (1768)
  • "Из глубины" ("De profundis") [I] (1770)
  • "Господи, спаси короля" ("Domine salvum fac regem") (1770)
  • "Да восстанет Бог" ("Exurgat Deus") (1770, ред. 1787)
  • "Буду любить Тебя, Господи" ("Diligam te, Domine") (1772)
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") (1772)
  • "Буду славить Тебя" ("Confitebor tibi") (1773)
  • "Ликуйте Богу" ("Jubilate Deo") (1773)
  • "Песнь Богородицы" ("Magnificat") [II] (1774, ред. 1777)
  • "Бог нам прибежище" ("Deus noster refugium") (1775)
  • "Ликуйте, праведные" ("Exultate justi") (1775)
  • "Сей день" ("Iste dies") (1775)
  • "Хвалите, отроки" ("Laudate pueri") (1775)
  • "О сыны" ("O filii") [I] (1775)
  • "О святая трапеза" ("O sacrum convivium") (1775)
  • "Сие таинство" ("Tantum ergo") (1775)
  • "Возвеселилось сердце моё" ("Exultavit cor meum") (1776)
  • "На Тебя, Господи, уповаю" ("In te Domine speravi") (1778)
  • "Помилуй меня, Боже" ("Miserere mei Deus") (1778)
  • "Царица небесная" ("Regina coeli") (1778)
  • "Радуйся, истинный" ("Ave verum") (1779)
  • "Господа услышал я" ("Domini audivi") (1779)
  • "Се хлеб" ("Ecce panis") (1779)
  • "Хвали, Сион" ("Lauda Sion") (1779)
  • "Хвалите Господа с небес" ("Laudate Dominum de coelis") (1779)
  • "Помилуй нас, Господи" ("Miserere nostri Domine") (1780)
  • "Внемлите, небеса" ("Audite coeli") (1780)
  • "Бог богов" ("Deus deorum Dominus") (1781)
  • "Хлеб ангельский" ("Panis angelicus") (1781)
  • "О сыны" ("O filii") [II] (1782)
  • "Из глубины" ("De profundis") [II] (1783)
  • "Когда Израиль вышел" ("In exitu Israël") (1783)
  • "Не ревнуй" ("Noli aemulari") (1783)
  • "Спаси меня" ("Salvum me fac") (1787)
  • "Приди, Creator" ("Veni creator") (1787)
  • "Слово плоть бысть" ("Verbum caro") (1787)
  • "Приди с Ливана" ("Veni de Libano") (1787)
  • "Се как хорошо" ("Ecce quam bonum") (1790)
  • "Ликуйте Богу" ("Exultate Deo") (1790)
  • "Небеса проповедуют" ("Coeli enarrant") (1791)
  • "Бог стал в сонме богов" ("Deus stetit in synagoga") (1791)

Прочие духовные сочинения

  • Пять месс (1760-1789)
  • "Краткая месса" ("Missa brevis") (1775)
  • "Заупокойная месса" ("Missa pro defunctis") (1775)
  • Оратория "Переход через Красное море" ("Le passage de la Mer Rouge") (1779)

Светские произведения

Сценические произведения (все утрачены)

  • "Увеселение о мире" ("Divertissement sur la paix") (1765)
  • "Розамонда" ("Rosamonde") (1781)
  • "Амфион" ("Amphion")
  • "Телеф" ("Télèphe")

Кантаты

  • "Кантата о любви" ("Cantate sur l'amour") (до 1769)
  • "Потоп" ("Le déluge") (1784)
  • "Прорыв океана" ("Irruption de l'océan")

Революционные гимны и песни

  • "Воззвание к нациям" ("L'appel aux nations")
  • "Песня версальцев" ("Chant des versaillais")
  • "Гимн Разуму" ("Hymne à la Raison")
  • "Гимн Родине" ("Hymne à la Patrie")
  • Более 50 других революционных песен и гимнов

Ноты сочинений Франсуа Жиру на сайте библиотеки IMSLP