Жиру, Франсуа
1737 - 1799
Назад
Giroust, François
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франсуа Жиру был французским композитором. Он был членом хоровой школы Нотр-Дам с января 1745 года по октябрь 1756 года, где учился у Луи Оме и Антуана Гуле. Будучи старшим хористом, он представил два произведения 17 июня 1756 года: мотет "Хвали, Иерусалим" и "Песнь Богородицы". Он был рукоположен и принял малые чины перед тем, как уйти, чтобы стать руководителем музыки в соборе Орлеана.
Жиру также руководил Музыкальной академией в Орлеане. Сохранились некоторые программы амбициозных еженедельных концертов, которыми он руководил (1764-1765 и 1768-1769). Обычно они включали оперные фрагменты и большой мотет - часто самого Жиру. По крайней мере 22 его мотета датируются этим периодом, хотя большинство сохранились только в более поздних редакциях. Его произведения впервые были исполнены в "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) в Париже в 1762 году. Его "Услышь, Боже", исполненный четыре раза в 1764 году, был высоко оценен Рамо, которого Жиру очень почитал. Впоследствии он написал "День гнева" в память о Рамо, который был исполнен на заупокойной службе в Орлеане 15 января 1765 года. На конкурс, организованный "Духовным концертом" в 1768 году, Жиру представил две обработки "На реках Вавилонских". Было три финалиста, и когда выяснилось, что Жиру является автором не только произведения, получившего первую премию, но и удостоенного специально учрежденной второй премии, это вызвало большую сенсацию. Вторая обработка сравнивалась с творчеством Перголези, и, по-видимому, д'Аламбер и другие поддерживали её, полагая, что она принадлежит Филидору.
В течение следующих семи лет Жиру был самым часто исполняемым композитором в "Духовном концерте" после его директора Доверня. В 1769 году он стал руководителем музыки в церкви Святых Невинных в Париже. Два года спустя он женился на Мари Франсуазе д'Авантуа де Бомон, сопрано в "Духовном концерте" и Королевской академии музыки, которая была родственницей архиепископа Парижа. У них было девять детей; Людовик XVI и Мария-Антуанетта выступили, по доверенности, крёстными родителями первого ребёнка, родившегося в Версале, Луизы Антуанетты.
17 февраля 1775 года Жиру сменил Гозарга на посту помощника руководителя королевской капеллы в Версале. Он сочинил множество мотетов для капеллы, а также "Коронационную мессу" для Людовика XVI и заупокойную мессу "Месса по усопшим" в память о Людовике XV. 16 июня 1780 года он выкупил должность суперинтенданта музыки у де Бюри, вступив в должность в 1785 году. Он сохранил пост руководителя капеллы, к досаде Лесюёра и других. Некоторые светские произведения, включая масонские развлечения, датируются этим периодом.
Жиру остался в Версале после падения монархии в 1792 году и, будь то из страха или отчаяния, связал свою судьбу с Революцией. Он дирижировал почти всеми революционными церемониями в городе и написал для них более 50 песен, гимнов и произведений для особых случаев. Многие были написаны на тексты Феликса Ногаре, его собрата-масона и радикального коллеги Робеспьера. "Песня версальцев" была исполнена для Национального конвента и распространилась по всей стране, став его самым знаменитым произведением и одной из самых известных мелодий Революции (она сохранилась в более чем 50 версиях и пародиях). В это время он испытывал некоторые финансовые трудности, но в мае 1793 года получил скромную должность смотрителя в Версальском дворце, а в 1795 году ему была назначена государственная пенсия. 13 февраля 1796 года он стал первым композитором, не проживавшим в Париже, избранным в Институт Франции, присоединившись к Мегюлю, Госсеку и Гретри. Он был очень уважаем коммуной Версаля и получил множество посмертных почестей, хотя позже его критиковали за политическое предательство.
Основное наследие Жиру составляют большие мотеты, последним мастером которых он был. Он следовал традиции Дю Мона, Делаланда и других, но его музыка имеет несомненно стиль конца 18 века: легкие мелодии, регулярные фразы, простые гармонии и ясные формы. Большинство мотетов состоят из 5 или 6 отдельных номеров, которые часто делятся на медленные/быстрые разделы. Завершенная двухчастная форма является наиболее распространенной как в сольных, так и в хоровых номерах; реже встречаются оперные сценарные комплексы (например, "Восстань, Господи" в "Помяни, Господи, Давида"). Мелодии Жиру обычно изящны и лиричны ("Да будет угодна Ему" в "Благослови, душа моя"), но большая сила проявляется в хоровом письме. Он исключил бас-тенор из традиционного пятиголосного французского хора около 1780 года, но не отказался от контрапункта, сочиняя фуги, такие как "Так воспою псалом" в "Се как хорошо" еще в 1790 году. Он часто сочетал несколько тем ("Ибо сокрушил" в "Исповедайтесь"), или противопоставлял полифонию мощным аккордовым пассажам или унисонам ("Увидит грешник" в "Блажен муж"). Он также наслаждался оркестровой звукописью. Первая удостоенная премии обработка "На реках Вавилонских" открывается речными журчаниями; другие темы включают бури ("Буду любить Тебя"), мчащиеся колесницы ("Да услышит тебя") и землетрясения ("Господь воцарился"). Его сохранившиеся оратории, несмотря на их французские названия, все написаны на латыни. Волнующий "Переход через Красное море" исполнялся в королевские, революционные и реставрационные времена. Парижская консерватория приобрела почти все сохранившиеся партитуры в начале 19 века у его вдовы, но многие революционные произведения утрачены, и большинство масонских произведений были взяты из библиотеки в 19 веке и не возвращены.
Духовная музыка
Большие мотеты
Прочие духовные сочинения
Светские произведения
Сценические произведения (все утрачены)
Кантаты
Революционные гимны и песни
Ноты сочинений Франсуа Жиру на сайте библиотеки IMSLP