Джованнелли, Руджеро
1560 - 1625
Назад
Руджеро Джованнелли (Ruggiero Giovannelli) - Итальянский композитор
Родился в 1560 году, Веллетри, Рим - умер 7 января 1625 года, Рим.
Возможно, он был учеником Палестрины, хотя до 1685 года это не утверждалось. Его карьера в Риме задокументирована с 1583 года до его смерти. С 8 августа 1583 года по февраль или март 1591 года он был маэстро капеллы Святого Луиджи деи Франчези. Он и Маренцио сочинили музыку к комедии Кристофоро Кастеллетти "Любовная стравагантница", поставленной во дворце Джакомо Бонкомпаньи, герцога Сора, в марте 1585 года. В течение неизвестного периода, начиная с 1587 года, он руководил музыкой в Коллегии Инглезе на условиях неполного рабочего дня. С 1591 года (вероятно, с 1 апреля) по 12 марта 1594 года он исполнял обязанности маэстро капеллы в коллегии Джерманико. Он был членом римской музыкальной компании "Виртуоза", которая была официально основана в 1585 году. В 1589 году он отвечал за музыку к оратории "Тринита деи Пеллегрини" и в какой-то момент был также маэстро капеллы в частной капелле герцога Джованни Анджело Альтемпса. 12 марта 1594 года он сменил Палестрину на посту маэстро капеллы Джулии в Сан-Пьетро. 24 ноября 1595 года он принял духовный сан. 7 апреля 1599 года он стал певцом Систинской капеллы, а три дня спустя покинул свою прежнюю должность в капелле Джулии. С 1598 по 1605 год он часто отсутствовал в часовне, чтобы служить своему покровителю кардиналу Пьетро Альдобрандини, которого он сопровождал в Феррару между 1598 и 1599 годами. В 1600 году он руководил музыкой в церкви Альдобрандини, Святого Николы в Карсере. В 1607 году он был пунтаторе (секретарем) Систинской капеллы, с 1610 по 1613 год - камерленго (казначеем), а в 1614 году - маэстро капеллы. Хотя он не был переизбран на этот пост в 1615 году, он завершил срок полномочий своего преемника, Паоло Факконио, который умер на этом посту в том же году. Он ушел в отставку 7 апреля 1624 года. Его работы приобрели большую популярность и часто переиздавались как в Италии, так и за рубежом. Мадригалы Джованнелли, как правило, менее серьезны и в большей степени подвержены влиянию стиля канцонетты, чем Маренцио. Чаще всего он пишет стихи Тассо, Гуарини и Санназаро. Первые две книги пятиголосных мадригалов характеризуются беззаботными текстами, четкими фактурами, высокой тесситурой, короткими и характерными подражательными мотивами, сильными акцентами и частыми повторениями фрагментов. Мелкомасштабные симметрии, создаваемые мелодической или контрапунктической инверсией или использованием контрастирующих групп голосов, довольно распространены. Текстурная четкость часто усиливается сочетанием двух резко контрастирующих имитационных мотивов, одного медленного, а другого быстрого, или использованием одного медленного тембра в качестве фона для более быстрого движения других, что является почти манерой исполнения этих ранних произведений. Тональные структуры всегда ясны и часто являются основой для организации целых произведений. На более поздние пятиголосные мадригалы оказал влияние мадригал Феррарезе 1590-х годов. Они короче, менее симметричны и в меньшей степени зависят от формул стиля канцонетта. Две книги четырехголосных мадригалов содержат фрагменты разного типа. За исключением квазидраматической "Каччи де люп" в конце второй книги, все тексты взяты из "Аркадии" Санназаро, в основном из "сдруччоли" (строки, заканчивающиеся двумя слогами без ударения). Музыка более гоморитмична и декламативна, чем в большинстве мадригалов, и в ней почти нет текстовой раскраски. Окончания фраз подчеркнуты характерным пунктирным ритмом, который завершает каждую строку sdrucciolo. Джованнелли также писал вилланеллы, канцонетты (как светские, так и духовные) и похвалы в популярных стилях своего времени. Среди его духовных произведений наиболее консервативными являются пятиголосные мотеты; они написаны в стиле Палестрины, хотя в них меньше используется пение как источник мелодического материала, чем у Палестрины, и их гармонический стиль более современный. Большее внимание уделяется регулярным ударениям, и в них иногда используются ритмические паттерны, которых нет в произведениях Палестрины, в том числе фузеи с независимыми слогами. В основном они написаны в минорных ладах. Мотеты и мессы на восемь и 12 голосов, составляющие более половины духовной музыки Джованнелли, более современны по стилю. Мотеты обычно начинаются с подражательного изложения относительно медленного мотива и переходят к гомофонической текстуре с быстрыми декламационными ритмами и частыми сменами хоров. Они преимущественно мажорные и часто используют музыкальные фигуры для интерпретации отдельных слов текста. Джованнелли также написал небольшое количество пьес в стиле модерн, в том числе пять мотетов для двух-трех голосов с непрерывным басом и несколько полихоральных произведений для концертирующих сольных голосов. В двух- и трехголосных пьесах использованы некоторые современные орнаменты, но в остальном они консервативны. Джованнелли внес свой вклад в постепенную реформу, предпринятую по просьбе папы Павла V, но его роль в этом часто преувеличивалась.
Ноты сочинений Руджеро Джованнелли на сайте библиотеки IMSLP