Джованнелли, Руджеро
1560 - 1625
Назад
Giovannelli, Ruggiero
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Руджеро Джованнелли был итальянским композитором. Он, возможно, был учеником Палестрины, хотя это утверждение появилось только в 1685 году. Его карьера в Риме документирована с 1583 года до его смерти. С 8 августа 1583 года по февраль или март 1591 года он был maestro di cappella церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Он и Маренцио сочинили интермедии для комедии Кристофоро Кастеллетти "Странности любви", исполненной во дворце Джакомо Бонкомпаньи, герцога Соры, в марте 1585 года. В течение неизвестного периода, начиная с 1587 года, он неполный рабочий день руководил музыкой в Коллегио Инглезе. С 1591 года (вероятно, 1 апреля) по 12 марта 1594 года он служил maestro di cappella в Коллегио Германико. Он был членом Виртуозной компании музыкантов Рима, официально основанной в 1585 году. Он отвечал за музыку в оратории Сантиссима-Тринита-деи-Пеллегрини в 1589 году и в какой-то момент также был руководителем личной капеллы герцога Джованни Анджело Альтемпса. 12 марта 1594 года он сменил Палестрину на посту руководителя капеллы Джулия в Сан-Пьетро. Он принял священный сан 24 ноября 1595 года. 7 апреля 1599 года он стал певцом Сикстинской капеллы и три дня спустя ушел с предыдущей должности в капелле Джулия. С 1598 по 1605 год он часто отсутствовал в капелле, чтобы служить своему покровителю кардиналу Пьетро Альдобрандини, которого он сопровождал в Феррару между 1598 и 1599 годами. В 1600 году он руководил музыкой в церкви Альдобрандини Сан-Никола-ин-Карчере. Он служил секретарем Сикстинской капеллы в 1607 году, казначеем с 1610 по 1613 год и руководителем капеллы в 1614 году. Хотя он не был переизбран на эту должность в 1615 году, он завершил срок своего преемника, Паоло Факконио, который умер на посту в том же году. Он вышел на пенсию 7 апреля 1624 года. Его произведения достигли большой популярности и часто переиздавались как в Италии, так и за рубежом.
Мадригалы Джованнелли, как правило, менее серьезны и более подвержены влиянию стиля канцонетты, чем мадригалы Маренцио. Чаще всего он перекладывал на музыку поэтов Торквато Тассо, Джованни Баттиста Гуарини и Якопо Саннадзаро. Первые две книги пятиголосных мадригалов характеризуются беззаботными текстами, ясными фактурами, высокими тесситурами, короткими и выразительными имитационными мотивами, сильными акцентами и частыми повторами разделов. Мелкомасштабные симметрии, созданные мелодической или контрапунктической инверсией или использованием контрастирующих групп голосов, довольно распространены. Текстовая ясность часто усиливается сочетанием двух резко контрастирующих имитационных мотивов, одного медленного и другого быстрого, или использованием одного медленно движущегося голоса в качестве фона для более быстрого движения других, прием, который почти становится маньеризмом в этих ранних пьесах. Тональные структуры всегда ясны и часто являются основой для организации целых пьес. Более поздние пятиголосные мадригалы находятся под влиянием феррарского мадригала 1590-х годов. Они короче, менее симметричны и менее зависимы от формул стиля канцонетты. Две книги четырехголосных мадригалов содержат пьесы другого типа. За исключением квазидраматической "Охоты на волка" в конце второй книги, все тексты взяты из "Аркадии" Саннадзаро, в основном это строки, оканчивающиеся двумя безударными слогами. Музыка более гоморитмична и декламационна, чем большинство мадригалов, и в ней мало звукописи. Окончания фраз подчеркиваются характерным пунктирным ритмом, завершающим каждую строку. Джованнелли также писал вилланеллы, канцонетты (как светские, так и духовные) и лауды в популярных стилях своего времени.
Среди духовных произведений Джованнелли наиболее консервативными являются пятиголосные мотеты; они выдержаны в стиле Палестрины, хотя используют григорианский хорал в качестве источника мелодического материала меньше, чем произведения Палестрины, и их гармонический язык более современен. Больший акцент сделан на регулярные акценты, и они occasionally используют ритмические паттерны, не встречающиеся в работах Палестрины, включая фузы с независимыми слогами. Они преимущественно в минорных ладах.
Восьми- и двенадцатиголосные мотеты и мессы, составляющие более половины духовной музыки Джованнелли, выполнены в более современном стиле. Мотеты обычно начинаются с имитационной экспозиции относительно медленного мотива и переходят к гомофонной фактуре с быстрыми, декламационными ритмами и частым чередованием хоров. Они преимущественно в мажорных ладах и часто используют музыкальные фигуры для интерпретации отдельных слов текста.
Джованнелли также написал небольшое количество произведений в новом стиле, включая пять мотетов для двух или трех голосов с basso continuo и несколько полихоральных работ с концертирующими сольными голосами. Двух- и трехголосные пьесы используют некоторую современную орнаментику, но в других отношениях консервативны.
Джованнелли участвовал в реформе Градуала, предпринятой по просьбе папы Павла V, но его роль в этом часто преувеличивалась.
Духовная музыка
Светская музыка
Ноты сочинений Руджеро Джованнелли на сайте библиотеки IMSLP