Джорновичи, Джованни
1747 - 1804
Назад
Giornovichi, Giovanni
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Мане Джорновичи был итальянским скрипачом и композитором, возможно, хорватского происхождения. Согласно ранней, но неподтвержденной традиции, он был учеником Лолли. Первым достоверным фактом его карьеры является прибытие в Париж в 1770 году. Его публичный дебют три года спустя (25 марта 1773 года) в "Духовном концерте" был настолько успешным, что он быстро стал любимым скрипачом города, и вскоре после этого началась публикация его концертов. За этим успехом вскоре последовали истории о его скандальном и сварливом поведении. Он часто выступал перед публикой вплоть до 1777 года, когда, вероятно, стал дирижером оркестра принца Роана-Гемине.
В 1779 году он внезапно покинул Париж, по сообщениям, при сомнительных обстоятельствах. После выступления во Франкфурте он отправился в Берлин, где в конце 1779 года был назначен руководителем оркестра наследного принца Пруссии. Менее чем через три года он ушел из-за ссор с виолончелистом Дюпором. Он выступал в Варшаве в сентябре 1782 года и в начале следующего года отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу к Екатерине II. Его отъезд из Санкт-Петербурга примерно через четыре года, по-видимому, был мирным.
В 1786 году он отправился в Вену и произвел прекрасное впечатление на таких проницательных художников, как Диттерсдорф, Леопольд Моцарт и Гировец. В апреле 1789 года он был в Москве. В начале 1791 года он начал регулярно выступать в Лондоне. Он неоднократно с успехом выступал в серии концертов Саломона на Ганноверской площади и принял участие в первом благотворительном концерте Гайдна (16 мая). Он также выступал в Ирландии и Эдинбурге, а большую часть сезона 1792 года провел в Бате. В 1793 году Виотти сменил его на посту ведущего скрипача на Ганновер-сквер, но Джорновичи продолжал играть в конкурирующем Профессиональном концерте.
Его личность снова создала трудности. Парк сообщил, что он вел себя высокомерно по отношению к членам королевской семьи в доме герцога Йоркского, а Гербер - что он чуть не спровоцировал дуэль с Дж.Б. Кремером. К концу 1796 года он покинул Лондон. В течение следующих шести лет он, по сообщениям, жил в Гамбурге, больше играя в бильярд, чем на скрипке. Однако его музыкальные способности, очевидно, не ослабли, поскольку в марте 1802 года он с успехом дал концерт в Берлине. Следующей осенью он выступал в Санкт-Петербурге, где ему снова было предоставлено место в придворном оркестре, вероятно, в качестве дирижера. Он занимал эту должность до тех пор, пока не умер от инсульта, предположительно, полученного во время игры в бильярд. Ему были устроены пышные похороны.
Джорновичи был самым популярным скрипачом из тех, кто предшествовал Виотти в Париже в 1770-х годах, и его продолжали широко восхищаться в течение 30 лет. Диттерсдорф описал его исполнение: "Он извлекает прекрасный звук из своего инструмента, и у него чистая интонация. Он точно исполняет аллегро и превосходно поет в адажио. Самое прекрасное, что он играет легко, без жеманства. Одним словом, он играет для искусства и для сердца".
Репортаж из Лондона в "Берлинской музыкальной газете" (1793) хвалил его очаровательный стиль, добавляя, что он "обязательно понравится как знатокам, так и любителям, но последние, возможно, больше". Хотя Майкл Келли специально упоминал о его мощном тоне, в некрологе в "Берлинской музыкальной газете" (1804) указывалось, что его тон, хотя и приятный, не был сильным; эта критика повторялась в ряде ранних словарей. По-видимому, он был активным преподавателем: Франц Клемент был его учеником в Вене, и он сыграл концерт для двух скрипок с учеником по имени Тейлор в Лондоне. Но его непредсказуемая карьера и, возможно, сложный характер не позволили ему оказать сильное влияние. Современники не считали его выдающимся учителем.
Наиболее важными сочинениями Джорновичи являются его скрипичные концерты, которые, несомненно, отражают его исполнительский стиль. Простые по фактуре и гармонии, ясные по структуре и очаровательные, но ограниченные по выразительности, они олицетворяют поздние этапы развития стиля галант. Ни одно из них не написано в минорной тональности. В них нет ни драматизма, ни размаха пассажей, и мало того симфонического характера, который Виотти привнес в скрипичный концерт. Более поздние концерты Джорновичи, хотя и написаны, вероятно, в 1780-х или начале 90-х годов, демонстрируют лишь незначительный прогресс по сравнению с ранними образцами. Однако, несмотря на ограничения своего стиля, он обладал мастерством, вкусом и определенной долей воображения.
Он многое сделал для закрепления некоторых типичных аспектов французского скрипичного концерта 1770-х годов: он был пионером в использовании романса, который быстро стал наиболее характерным типом медленной части, и он оказал влияние на создание рондо в качестве финала. Его первые части отражают условности классической сонатной формы более твердо и последовательно, чем у его современников 1770-х годов, за исключением только Моцарта. Иногда встречаются поразительные и даже дальновидные вольности в форме, такие как сольное вступление к первой части (№ 3, 16) и соединение второй и третьей частей (№ 7, 13). Его концерты не требовали экстраординарной техники для своего времени; несмотря на блеск, в них подчеркивались элегантность, чувство и порядок.
Концерты Джорновичи приобрели значительную популярность, некоторые из них вышли в шести изданиях. Они продолжали издаваться даже после того, как в 1780-х годах Виотти сменил его на посту самого популярного скрипичного композитора. Однако ко времени его смерти произведения Джорновичи стали явно старомодными. Более поздние романтики, начиная с Э.Т.А. Гофмана, сосредоточили свой интерес на его эксцентричной личности, которая несколько раз служила основой для художественной литературы.
Произведения
Скрипичные концерты
(номера в скобках относятся к серии Хуммела, остальные - к парижско-лондонско-оффенбахской серии; дата указывает на самое раннее известное издание)
Аранжировки концертов
Камерная музыка
Разные произведения
Ноты сочинений Джованни Джорновичи на сайте библиотеки IMSLP