Джордани, Джузеппе
1751 - 1798
Назад
Джузеппе Джордани (Giuseppe Giordani) - Итальянский композитор
Родился 19 декабря 1751 года, Неаполь - умер 4 января 1798 года, Ферма.
Сын Доменико Джордани (ум. Неаполь, 31 марта 1770) и Анны Марии Тозато, он был учеником консерватории Святой Марии Лорето в Неаполе, где его учителями были Дженнаро Манна, Саккини, П.А. Галло и Фенароли, а среди его сокурсников были Чимароза и Зингарелли. В 1774 году он был назначен внештатным маэстро капеллы Неаполитанского театра Святого Дженнаро, сменив Манну и став ведущей фигурой в городе. Помимо сочинения духовной музыки в этот период, он, вероятно, занимался преподавательской деятельностью, о чем свидетельствует приписываемое ему рукописное руководство по контрапункту, изложенное в обычной форме диалога между учеником и учителем. 25 мая 1779 года Джордани женился по доверенности на певице Эмануэле Косми (родилась в Неаполе в марте 1754 года) в коллегиальной церкви Фоджи; известная как "Ла Позитанелла", она активно гастролировала с труппами по югу Италии. Утверждение Фетиса о том, что оперный дебют Джордани состоялся в Пизе в 1769 или 1771 году, а "Астуто" - в "запутанном деле", остается недокументированным. Осенью 1779 года он вместе с Л'Эппониной открыл театр Палла-а-Корда во Флоренции. За 15 лет, прошедших между этим произведением и "Бетулией освобожденной" (1796), он написал почти 40 произведений, в том числе серию опер, оперу-буффе и оратории, в общей сложности около 80 постановок. В 1780 году он был принят в Филармоническую академию Модены, а затем в Академию Пармы. За исключением нескольких кратких визитов в Неаполь и Рим, затем он сосредоточил свою деятельность на главных городах северной Италии, сделав Болонью своим центром. Весной 1788 года он вместе с Кахо Остилио открыл театр коммуны в Фаэнце. Опера Джордани "Беспорядки в Иерусалиме", поставленная Великим постом 1787 года (была повторена великим постом 1790 года), по-видимому, первая священная драма, поставленная в театре, имела огромный успех и была отмечена "Неаполитанской газетой" (13 марта 1787 года) как "энергичная и уместная музыка". Гете, присутствовавший на представлении, описал свои впечатления в своей книге "Итальянское путешествие" (часть ii, Неаполь, 9 марта 1787 года), описав его как зрелище, почти неотличимое от светской оперы и почти такое же яркое. 14 февраля 1789 года, после успешной постановки оперы "Неудача Дарио" в миланском театре Ла Скала, Джордани был избран маэстро капеллы кафедрального собора Фермо; 4 августа он также занял должность органиста. 4 ноября 1791 года он приступил к тем же обязанностям в ораториальной церкви Санто-Спирито. После возрождения его "Смерти Абеля" (пробный показ состоялся 26 сентября 1790 года) и "Иерусалимского восстания" (после 20 августа 1791 года) местный театр дель Аквила был торжественно открыт. Для своей оперы "Инес де Кастро" (1793, Венеция) Джордани использовал традиции оперных сериалов конца XVIII века, с более сложными и сплоченными драматическими элементами и введением пассажей для хора. Затем он работал в оркестре, посвятив себя, главным образом, сочинению ораторий и духовной музыки. Его вдохновенный и насыщенный "Труд об агонии Н.С.Г.К." (1793, Фермо) широко исполнялся. В свое время Джордани пользовался высокой репутацией. Его произведения звучали в ведущих итальянских театрах и за рубежом - в Лиссабоне, Мадриде и Дрездене. Его музыка отличается продуманной композиционной техникой, изобретательностью и формальной точностью; в его оперных сериях изящные кантабиле чередуются с плавной виртуозностью бельканто. Авторство популярной песни "Caro mio ben", приписываемой как Томмазо, так и Джузеппе Джордани, остается нерешенным.
Ноты сочинений Джузеппе Джордани на сайте библиотеки IMSLP