Джордани, Джузеппе
1751 - 1798
Назад
Giordani, Giuseppe
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джузеппе Джордани был итальянским композитором, сыном Доменико Джордани (умер в Неаполе 31 марта 1770 года) и Анны Марии Тозато. Он был учеником консерватории Святой Марии Лорето в Неаполе, где его учителями были Дженнаро Манна, Саккини, П.А. Галло и Фенароли, а среди его сокурсников были Чимароза и Зингарелли. В 1774 году он был назначен внештатным маэстро капеллы Сокровищницы Святого Дженнаро в Неаполе, сменив Манну и став ведущей фигурой в городе.
Помимо сочинения духовной музыки в этот период, он, вероятно, занимался преподавательской деятельностью, о чем свидетельствует приписываемое ему рукописное руководство по контрапункту, изложенное в обычной форме диалога между учеником и учителем. 25 мая 1779 года Джордани женился по доверенности на певице Эмануэле Косми (родилась в Неаполе в марте 1754 года) в коллегиальной церкви Фоджи; известная как "Ла Позитанелла", она активно гастролировала с труппами по югу Италии.
Осенью 1779 года он открыл театр Палла-а-Корда во Флоренции с оперой "Эппонина". За 15 лет, прошедших между этим произведением и "Освобожденной Бетулией" (1796), он сочинил почти 40 произведений, включая оперы-сериа, оперы-буффа и оратории, всего около 80 постановок. В 1780 году он был принят в Филармоническую академию Модены, а затем в академию Пармы. За исключением нескольких кратких визитов в Неаполь и Рим, он затем сосредоточил свою деятельность на главных городах северной Италии, сделав Болонью своим центром. Весной 1788 года он открыл театр Комунале в Фаэнце с оперой "Каю Остилио".
Опера Джордани "Разрушение Иерусалима", поставленная Великим постом 1787 года (повторена Великим постом 1790 года), по-видимому, была первой священной драмой, поставленной в театре, имела огромный успех и была названа "Неаполитанской газетой" (13 марта 1787 года) "энергичной и уместной музыкой". Гете, присутствовавший на представлении, записал свои впечатления в "Итальянском путешествии" (часть II, Неаполь, 9 марта 1787 года), описав ее как зрелище, почти неотличимое от светской оперы и почти такое же цветистое.
14 февраля 1789 года, после успешной постановки оперы "Поражение Дария" в театре Ла Скала в Милане, Джордани был избран маэстро капеллы собора Фермо; 4 августа он также занял должность органиста. 4 ноября 1791 года он принял на себя те же обязанности в ораториальной церкви Санто-Спирито. Возобновление его опер "Смерть Авеля" (пробный показ 26 сентября 1790 года) и "Разрушение Иерусалима" (после 20 августа 1791 года) открыло местный театр Дель Аквила. Для своей оперы "Инес де Кастро" (1793, Венеция) Джордани принял условности оперы-сериа конца XVIII века, с более сложными и сплоченными драматическими единствами и введением хоровых пассажей. Затем он работал в Марке, посвятив себя главным образом сочинению ораторий и духовной музыки. Его вдохновенные и напряженные "Три часа агонии Нашего Спасителя Иисуса Христа" (1793, Фермо) широко исполнялись.
Джордани пользовался высокой репутацией в свое время. Его произведения звучали в ведущих итальянских театрах и за рубежом - в Лиссабоне, Мадриде и Дрездене. Его музыка характеризуется прочной композиционной техникой, изобретательностью и формальной точностью; в его операх-сериа изящные кантабильные пассажи чередуются с плавной виртуозностью бельканто. Авторство популярной песни "Дорогой мой возлюбленный" ("Caro mio ben"), приписываемой как Томмазо, так и Джузеппе Джордани, остается нерешенным.
Музыка Джордани характеризуется прочной композиционной техникой, изобретательностью и формальной точностью. В его операх-сериа изящные кантабильные пассажи чередуются с плавной виртуозностью бельканто. Он успешно работал в различных жанрах - оперы-сериа, оперы-буффа, оратории и духовная музыка. Его священные драмы, такие как "Разрушение Иерусалима", были новаторскими для своего времени, стирая границы между духовным и светским музыкальным театром.
Оперы
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Педагогические работы
Ноты сочинений Джузеппе Джордани на сайте библиотеки IMSLP