Джордани, Джузеппе
1751 - 1798

Назад

Giordani, Giuseppe

Портрет композитора Джузеппе Джордани

  • Дата рождения: 19 декабря 1751
  • Место рождения: Неаполь
  • Дата смерти: 4 января 1798
  • Место смерти: Фермо

Биография

Джузеппе Джордани был итальянским композитором, сыном Доменико Джордани (умер в Неаполе 31 марта 1770 года) и Анны Марии Тозато. Он был учеником консерватории Святой Марии Лорето в Неаполе, где его учителями были Дженнаро Манна, Саккини, П.А. Галло и Фенароли, а среди его сокурсников были Чимароза и Зингарелли. В 1774 году он был назначен внештатным маэстро капеллы Сокровищницы Святого Дженнаро в Неаполе, сменив Манну и став ведущей фигурой в городе.

Помимо сочинения духовной музыки в этот период, он, вероятно, занимался преподавательской деятельностью, о чем свидетельствует приписываемое ему рукописное руководство по контрапункту, изложенное в обычной форме диалога между учеником и учителем. 25 мая 1779 года Джордани женился по доверенности на певице Эмануэле Косми (родилась в Неаполе в марте 1754 года) в коллегиальной церкви Фоджи; известная как "Ла Позитанелла", она активно гастролировала с труппами по югу Италии.

Осенью 1779 года он открыл театр Палла-а-Корда во Флоренции с оперой "Эппонина". За 15 лет, прошедших между этим произведением и "Освобожденной Бетулией" (1796), он сочинил почти 40 произведений, включая оперы-сериа, оперы-буффа и оратории, всего около 80 постановок. В 1780 году он был принят в Филармоническую академию Модены, а затем в академию Пармы. За исключением нескольких кратких визитов в Неаполь и Рим, он затем сосредоточил свою деятельность на главных городах северной Италии, сделав Болонью своим центром. Весной 1788 года он открыл театр Комунале в Фаэнце с оперой "Каю Остилио".

Опера Джордани "Разрушение Иерусалима", поставленная Великим постом 1787 года (повторена Великим постом 1790 года), по-видимому, была первой священной драмой, поставленной в театре, имела огромный успех и была названа "Неаполитанской газетой" (13 марта 1787 года) "энергичной и уместной музыкой". Гете, присутствовавший на представлении, записал свои впечатления в "Итальянском путешествии" (часть II, Неаполь, 9 марта 1787 года), описав ее как зрелище, почти неотличимое от светской оперы и почти такое же цветистое.

14 февраля 1789 года, после успешной постановки оперы "Поражение Дария" в театре Ла Скала в Милане, Джордани был избран маэстро капеллы собора Фермо; 4 августа он также занял должность органиста. 4 ноября 1791 года он принял на себя те же обязанности в ораториальной церкви Санто-Спирито. Возобновление его опер "Смерть Авеля" (пробный показ 26 сентября 1790 года) и "Разрушение Иерусалима" (после 20 августа 1791 года) открыло местный театр Дель Аквила. Для своей оперы "Инес де Кастро" (1793, Венеция) Джордани принял условности оперы-сериа конца XVIII века, с более сложными и сплоченными драматическими единствами и введением хоровых пассажей. Затем он работал в Марке, посвятив себя главным образом сочинению ораторий и духовной музыки. Его вдохновенные и напряженные "Три часа агонии Нашего Спасителя Иисуса Христа" (1793, Фермо) широко исполнялись.

Джордани пользовался высокой репутацией в свое время. Его произведения звучали в ведущих итальянских театрах и за рубежом - в Лиссабоне, Мадриде и Дрездене. Его музыка характеризуется прочной композиционной техникой, изобретательностью и формальной точностью; в его операх-сериа изящные кантабильные пассажи чередуются с плавной виртуозностью бельканто. Авторство популярной песни "Дорогой мой возлюбленный" ("Caro mio ben"), приписываемой как Томмазо, так и Джузеппе Джордани, остается нерешенным.

Творчество

Музыка Джордани характеризуется прочной композиционной техникой, изобретательностью и формальной точностью. В его операх-сериа изящные кантабильные пассажи чередуются с плавной виртуозностью бельканто. Он успешно работал в различных жанрах - оперы-сериа, оперы-буффа, оратории и духовная музыка. Его священные драмы, такие как "Разрушение Иерусалима", были новаторскими для своего времени, стирая границы между духовным и светским музыкальным театром.

Произведения

Оперы

  • "Эппонина" ("L'Epponina") (1779)
  • "Деметрий" ("Il Demetrio") (1780)
  • "Эрифила" ("Erifile") (1780)
  • "Ниттети" ("La Nitteti") (1781)
  • "Обманчивые обманы" ("Gl'inganni scambievoli") (1781)
  • "Ярмарка в Бриндизи" ("La fiera di Brindisi") (1781)
  • "Жених трех и муж ни одной" ("Lo sposo di tre, e marito di nessuna") (1781)
  • "Пир" ("Il convito") (1782)
  • "Акомат" ("L'acomate") (1783)
  • "Писарро в Индиях, или Разрушение Перу" ("Pizzarro nelle Indie, o sia La distruzione del Perù") (1783)
  • "Осман" ("Osmane") (1784)
  • "Тит Манлий" ("Tito Manlio") (1784)
  • "Весталка" ("La vestale") (1785)
  • "Ифигения в Авлиде" ("Ifigenia in Aulide") (1786)
  • "Обязательство, или Кто сеет ветер, пожнет бурю" ("L'impegno, o sia Chi la fa l'aspetti") (1786)
  • "Алкид и Телезия" ("Alciade e Telesia") (1787)
  • "Фернандо в Мексике" ("Fernando nel Messico") (1787)
  • "Счастливые уловки" ("Li ripieghi fortunati") (1787)
  • "Легкомысленный" ("Il corrivo") (1787)
  • "Три смешных брата" ("Li tre fratelli ridicoli") (1788)
  • "Каю Остилио" ("Cajo Ostilio") (1788)
  • "Сципион" ("Scipione") (1788)
  • "Ариарат" ("Ariarate") (1789)
  • "Каю Марий" ("Cajo Mario") (1789)
  • "Поражение Дария" ("La disfatta di Dario") (1789)
  • "Аспазия" ("Aspasia") (1790)
  • "Никомед" ("Nicomede") (1790)
  • "Медонт, царь Эпира" ("Medonte, re di Epiro") (1791)
  • "Дон Миртилло, испытывающий противоречия" ("Don Mirtillo contrastato") (1791)
  • "Аталанта" ("Atalanta") (1792)
  • "Инес де Кастро" ("Ines de Castro") (1793)
  • Оратории
  • "Бегство в Египет" ("La fuga in Egitto") (1775)
  • "Страсти по Страстной пятнице" ("Passio per il Venerdì Santo") (1776)
  • "Возвращение святых реликвий святой Агаты" ("Il ritorno delle sacre reliquie della vergine e protomartire S Agata") (1783)
  • "Смерть Авеля" ("La morte d'Abelle") (1785)
  • "Разрушение Иерусалима" ("La distruzione di Gerusalemme") (1787)
  • "Воскресение" ("La risurrezione") (1788)
  • "Три часа агонии Нашего Спасителя Иисуса Христа" ("Le tre ore di agonia di N.S.G.C.") (1793)
  • "Исаак, прообраз Искупителя" ("Isacco figura del redentore") (1794)
  • "Блудный сын" ("Il figliuol prodigo") (1795)
  • "Освобожденная Бетулия" ("La Betulia liberata") (1796)
  • "Саул" ("Saul") (1798)

Духовная музыка

  • 10 кратких месс
  • Реквием до минор
  • 85 офферториев
  • Псалмы, включая 4 "Dixit", 4 "Domine"
  • Гимны, включая 10 "Tantum ergo"
  • Мотеты
  • Lamentations
  • Miserere
  • Stabat mater
  • Магнификат

Инструментальная музыка

  • 3 сонаты для клавесина и скрипки
  • 3 сонаты для клавира
  • 2 сонаты для клавира
  • Концерт до мажор для клавесина с оркестром
  • 4 ноктюрна для скрипки, альта и виолончели
  • 6 трио для двух скрипок и баса
  • Дивертисмент фа мажор для флейты и клавесина

Педагогические работы

  • "Практика музыки, то есть Искусство контрапункта" ("Prattica della musica, cioè Dell'arte del contrapunto")

Ноты сочинений Джузеппе Джордани на сайте библиотеки IMSLP