Жангенэ, Пьер-Луи
1748 - 1816
Назад
Ginguené, Pierre-Louis
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер-Луи Жангенэ был французским литератором, музыковедом, теоретиком и композитором. Сын Пьера-Франсуа Жангенэ, прокурора в президиальном суде Ренна, и Анны-Мари Гagon, он получил хорошее образование в своем родном городе, которое включало изучение английского и итальянского языков и литературы, а также уроки музыки у Синьоретти. Он отправился в Париж в 1772 году и стал репетитором, а шесть лет спустя получил должность в министерстве финансов. Он был членом масонской ложи "Девяти сестер" между 1782 и 1784 годами, а в 1786 году женился на Марии-Анне Пуле, подруге будущей маркизы де Кондорсе. Он установил связи с ведущими деятелями Революции, писал для "Национальной газеты" (фр. Gazette nationale) и "Сельского листка" (фр. Feuille villageoise) (которую также редактировал), а в 1794 году он и пятеро его сотрудников основали "Философскую декаду" (фр. Décade philosophique). Он был заключен в тюрьму Сен-Лазар во время якобинского террора, но был освобожден после падения Робеспьера. Он вел очень активную жизнь в качестве заместителя комиссара, а затем генерального директора народного просвещения, члена Института, посла в Турине и члена Трибуната, откуда он был уволен в 1802 году из-за своей оппозиции Бонапарту; он также преподавал итальянскую литературу в Атенее. После своей смерти он оставил библиотеку из около 5000 книг, включая около 130 работ о музыке, почти исключительно посвященных музыкальной теории и истории.
Как страстный любитель Италии и друг, а также пламенный защитник Пиччинни, Жангенэ принимал участие в спорах против глюкистов. Он писал музыкальную критику для "Парижской газеты" (фр. Journal de Paris) и "Французского Меркурия" (фр. Mercure de France), а в 1783 году опубликовал интересную статью "Меллофил, к литератору", в которой выразил свое восхищение "Атисом" Пиччинни. Он также опубликовал "Заметку о жизни и трудах Никола Пиччинни", которая является ценным источником информации. В 1791 году он и Фрамери совместно редактировали первый том музыкального словаря "Методической энциклопедии", а в 1813 году приступил к редактированию второго тома этой работы, который был опубликован в 1818 году, после его смерти. Он подписал своим именем ряд статей по истории музыки, например, под заголовками "Англия", "Испания", "Франция", "Италия" и "Россия", и по таким темам, как "Кантата", "Кастрат", "Хор", "Концерт", "Диалог", "Выразительность" и "Гений". Он также опубликовал статьи о музыке в "Философской декаде". Он способствовал изучению музыки (написав, в частности, о Гвидо д'Ареццо в 11 веке, о провансальских трубадурах и о рождении музыкальной драмы) в своей "Литературной истории Италии", и он опубликовал биографические статьи о французских поэтах, провансальских трубадурах и других (Бернар де Вентадорн, Жофре Рудель, Гийом Адемар, Оже де Лаон, Пейре Видаль, Рембо Оранский) в "Литературной истории Франции".
Музыковедческие труды