Жиллье, Жан-Клод
1667 - 1737
Назад
Жан-Клод Жиллье (Jean-Claude Gillier) - Французский композитор
Hодился в 1667 году, Париж - умер 30 мая 1737 года, Париж.
В 1674 году поступил в хоровую школу при Соборе Парижской Богоматери под руководством Жана Миньона. Где-то около 1690 года он жил в Амстердаме, но к 1692 году вернулся в Париж. В 1693 году он был назначен басистом-виолончелистом в оркестр театра Комеди Франсез, и эту должность он занимал в течение 30 лет. К 1694 году он работал у драматурга Ренара и до 1717 года, когда перестал писать для "Комеди Франсез", сотрудничал с несколькими авторами, в частности с Ф.-К. Данкур, с которым он работал над многими постановками, как для "Комеди Франсез", так и для аристократических представлений. Очевидно, пьесы Реньяра и Данкура на музыку Жилье, а также драмы Мольера обеспечивали стареющему Людовику XIV те немногие развлечения, которые он себе позволял. Начиная с 1713 года, Жилье принимал участие в постановках Театра Фуар, активно сотрудничая с Лесажем и другими популярными драматургами, в том числе с Фузелье, Д'Орневалем и Фаваром; до 1735 года он в той или иной степени участвовал в постановках более 70 пьес. Возможно, он несколько раз посещал Англию: его сборник "Новые песни ... на музыку мистера Жильера" был опубликован в Лондоне около 1698 года, он написал две песни для спектакля Уильяма Бернаби "День посещения дам", который состоялся в 1701 году, принял участие в концерте в Йорк-Билдингс в 1703 году и написал музыка к пьесе Фаркуара "Военная хитрость" в 1707 году; о более позднем визите, совершенном в период с 1716 по 1727 год, свидетельствует публикация отчета о путешествиях ... серии и в буаре ... композиции в Англетере ... в MDCCXXIII, а также запись об оплате Линкольнс-Инн-Филдс "мистеру Жильеру из музыкального театра за ручной орган, использовавшийся в "Прозерпине" во время фестиваля. Сезон 1726-7 (вероятно, "Похищение Прозерпины" Льюиса Теобальда). Несмотря на большую творческую деятельность Жильера и его длительный период в поле зрения общественности, его карьера мало документирована, а его смерть осталась практически незамеченной. Но его коллеги Лесаж и Д'Орневаль с энтузиазмом воздали должное его славе, таланту и преданности делу в издании "Театра фуары" 1722 года, в которое в качестве приложения была включена музыка к опубликованным пьесам. Работа Жильеа в обоих театрах, по-видимому, была ориентирована на осторожное новаторство. Его первый заказ Реньяру, "La sérénade", включал в себя простой пересмотр некогда использовавшихся мелодий; но существовал общественный спрос на музыку в виде пьес, и инструментальные партии использовались все чаще. Добавление прологов к старым пьесам дало возможность использовать новую музыку, как и дивертисменты, которые часто добавлялись после заключительных актов. Формат пьес, написанных для ярмарок, был менее приспособлен для новой музыки. Основным блюдом был водевиль с новыми словами на хорошо известную мелодию, и задачей музыканта было найти мелодию, соответствующую новым словам, возможно, оркестровать ее и руководить исполнением. Большая часть развлечения заключалась в мастерстве, с которым знакомые мелодии были адаптированы к новым ситуациям: выбор мелодии, чья оригинальная первая строка (или тембр) вступала в противоречие с новыми словами, мог иметь двойной смысл. Песни-диалоги были эффективны в этом отношении. В "Принцессе каризма" (Лесаж, 1718) Арлекин и принц беседуют, чередуя реплики одной и той же мелодии, за пределами психиатрической лечебницы, в то время как трое заключенных перебивают их, каждый своим собственным тембром; получается мозаика из знакомых мелодий, которые из-за сопоставления становятся несовместимыми. Одним из главных достижений Жильеа было то, что он все чаще использовал новую музыку. Как и в пьесах для "Комеди Франсез", в дивертисментах и в финале водевиля была возможность для оригинального сочинения. Его мелодии похожи на народные, и их легко петь. Его оркестровка в основном ограничивается струнными, хотя музыка для особых случаев или для изображения экзотической ситуации может потребовать большего или более разнообразного звучания. Когда в 1710 году в Лионе была поставлена пьеса "Мюзетты из Сюрреализма" (возможно, переработанная версия пьесы Данкура "Венданжи из Сюрреализма", поставленная в театре "Комеди Франсез" в 1695 году), потребовалось от 15 до 25 отдельных партий, в то время как для пародии на "Телемака", поставленной в 1715 году, потребовалось восемь скрипок, один контрабас, флейта, гобой, фагот, две валторны и клавесин. Это была самая амбициозная оркестровка, когда-либо исполнявшаяся в Театре Фойе; обычная сдержанность Жилье, возможно, объясняется скорее ограничениями, налагаемыми Оперой на другие театры, чем недостатком воображения. У Жильеа был старший брат Пьер (родился в Париже в 1665 году), иногда известный как "Жильеа л'Айне", в то время как Жан-Клода называли "молодой"; ученик Мишеля Ламберта, Пьер занимал музыкальную должность в королевском доме и к 1691 году стал учителем пения. В 1697 году он опубликовал сборник произведений о симфониях из фрагментов опер (Livre d'airs), а в 1699-1713 годах - песни из сборников Балларда. Сын Жан-Клода, известный как "Жиллье ле сын", был басистом в оркестре Французской комедии и сотрудничал с драматургами и Комической оперой в 1720-30-е годы.; возможно, он написал музыку к пьесам "Королевский букет" и "Двое влюбленных" (обе были поставлены в театре Сен-Лоран в 1730 году) и "Европа и мир", а также написал песни, которые были опубликованы в "Меркюр де Франс". Жилльер, известный как "младший", действовал в Лондоне примерно в середине века; возможно, это и есть "сын", но доказательств какого-либо родства с другими Жильерами нет. Он был композитором-инструменталистом, опубликовавшим восемь трио-сонат и концерт (Лондон, 1755), а также, в дополнение ко 2-му и 3-му, два сборника уроков игры на клавесине.
Ноты сочинений Жана-Клода Жиллье на сайте библиотеки IMSLP