Жилье, Жан-Клод
1667 - 1737

Назад

Gillier, Jean-Claude

Портрет композитора Жан-Клод Жилье

  • Дата рождения: 1667 год
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 30 мая 1737 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан-Клод Жилье был французским композитором. Он поступил в хоровую школу Нотр-Дам в 1674 году, где учился у Жана Миньона. Он был в Амстердаме примерно в 1690 году, но к 1692 году вернулся в Париж. В 1693 году он был назначен игроком на басовой виоле в оркестре Французского театра (фр. Comédie-Française), должность, которую он занимал в течение 30 лет. К 1694 году он работал на драматурга Реньяра и до 1717 года, когда он перестал писать для Французского театра, сотрудничал с несколькими авторами, в частности с Ф.-К. Данкуром, с которым он работал над многими постановками как для Французского театра, так и для аристократических развлечений. По-видимому, пьесы Реньяра и Данкура с музыкой Жилье, вместе с драмами Мольера, составляли то немногое развлечение, которое позволял себе стареющий Людовик XIV. Начиная с 1713 года, Жилье был вовлечен в постановки Театров Ярмарки (фр. Théâtres de la Foire), много работая с Лесажем и другими популярными драматургами, включая Фюзелье, Д'Орневаля и Фавара; он был связан с некоторой музыкальной деятельностью в более чем 70 пьесах вплоть до 1735 года. Он, возможно, совершил несколько визитов в Англию: его "Собрание новых песен… положенных на музыку господином Жилье" было опубликовано в Лондоне около 1698 года, он предоставил две песни для "Дня визитов дам" Уильяма Бернаби, поставленной в 1701 году, принял участие в концерте в Йорк-Билдингс в 1703 году и написал музыку для "Стратегии кавалеров" Фаркера в 1707 году; более поздний визит, между 1716 и 1727 годами, подтверждается публикацией "Собрания арий… серьезных и застольных… сочиненных в Англии… в 1723 году", а также записью о выплате от Линкольнс-Инн-Филдс "господину Жилье от музыки за ручной орган, использованный в 'Прозерпине'" в течение сезона 1726-27 годов (вероятно, "Похищение Прозерпины" Льюиса Теобальда). Несмотря на большое наследие Жилье и его долгий период пребывания на виду у публики, его карьера мало документирована, и его смерть осталась в основном незамеченной. Но его сотрудники Лесаж и Д'Орневаль воздали восторженные дани его славе, талантам и преданности в издании "Театра Ярмарки" 1722 года, которое включало в качестве приложения музыку к опубликованным пьесам.

Творчество

Характер работы Жилье в обоих театрах, по-видимому, отличался осторожным новаторством. Его первый заказ от Реньяра, "Серенада", включал просто переработку ранее использованных арий; но существовал общественный спрос на музыку в пьесах, и инструментальные разделы использовались всё чаще. Добавление прологов к старым пьесам давало возможность для вновь сочиненной музыки, как и дивертисменты, часто добавляемые после финальных актов. Формат пьес, написанных для ярмарок, был менее пригоден для новой музыки. Водевиль, с новыми словами, положенными на известную мелодию, был основным продуктом, и задачей музыканта было найти мелодию, подходящую к новым словам, возможно, оркестровать её и руководить её исполнением. Значительная часть развлечения заключалась в мастерстве, с которым знакомые мелодии адаптировались к новым ситуациям: двусмысленность могла подразумеваться выбором мелодии, оригинальная первая строка (или тембр) которой конфликтовала бы с новыми словами. Песни-диалоги были эффективны в этом отношении. В "Принцессе Каризмской" (Лесаж, 1718) Арлекин и Принц беседуют, чередуя строки одной и той же мелодии, перед домом для умалишённых, в то время как три пациента прерывают их, каждый со своим тембром; эффект представляет собой головоломку из знакомых мелодий, ставших нелепыми из-за сопоставления.

Одним из главных вкладов Жилье было введение всё большей доли новой музыки. Как и в пьесах для Французского театра, возможность для оригинального сочинения существовала в дивертисментах и в финальном водевиле. Его мелодии напоминают народные и легко пропеваются. Его оркестровка в основном ограничивается струнными, хотя музыка для особых случаев или изображающая экзотическую ситуацию может требовать более крупных или разнообразных составов. Когда "Мюзеты Сюрена" (возможно, переработанная версия пьесы Данкура "Виноградники Сюрена", поставленной во Французском театре в 1695 году) была представлена в Лионе в 1710 году, потребовалось от 15 до 25 отдельных партий, в то время как пародия на "Телемака", представленная в 1715 году, требовала восьми скрипок, одного контрабаса, флейты, гобоя, фагота, двух валторн и клавесина. Это была самая амбициозная оркестровка из когда-либо предпринятых в Театре Ярмарки; обычная сдержанность Жилье может быть приписана скорее ограничениям, наложенным Опера́ на другие театры, чем какому-либо недостатку воображения.

У Жилье был старший брат Пьер (родился в Париже в 1665 году), иногда известный как "Жилье-старший", тогда как Жан-Клода называли "младшим"; ученик Мишеля Ламбера, Пьер занимал музыкальную должность в королевском доме и к 1691 году утвердился как учитель пения. Он опубликовал сборник "Книга арий с симфониями вперемешку с некоторыми фрагментами из оперы" (1697) и песни в сборниках Баллара между 1699 и 1713 годами. Сын Жан-Клода, известный как "Жилье-сын", был контрабасистом в оркестре Французского театра и сотрудничал с драматургами и Комической оперой в 1720-х и 1730-х годах; он, возможно, contributed музыку к пьесам "Букет короля" и "Две служанки" (обе поставлены на Ярмарке Святого Лаврентия, 1730) и "Европа и мир", и он писал песни, которые публиковались в "Французском Меркурии". Некий Жилье, известный как "младший", был активен в Лондоне около середины века; это мог быть "сын", но доказательств какого-либо родства с другими Жилье нет. Он был инструментальным композитором, опубликовавшим восемь трио-сонат и концерт (Лондон, 1755) и, в качестве своих соч. 2 и 3, два сборника уроков для клавесина.

Произведения

Театральная музыка (комедии, дивертисменты)

  • "Серенада" ("La sérénade") - музыка к пьесе Реньяра
  • "Принцесса Каризмская" ("La princesse de Carizme") - музыка к пьесе Лесажа (1718)
  • "Мюзеты Сюрена" ("Les musettes de Suresnes") / "Виноградники Сюрена" ("Les vendanges de Suresnes") - музыка к пьесе Данкура
  • Пародия на "Телемака" - музыка к представлению (1715)
  • Участие в создании музыки более чем к 70 пьесам для Театров Ярмарки (1713-1735)

Вокальные произведения

  • "Собрание новых песен... положенных на музыку господином Жилье" ("Collection of New Songs ... Sett to Musick by Mr. Gillier") (Лондон, около 1698)
  • "Собрание арий... серьезных и застольных... сочиненных в Англии... в 1723 году" ("Recueil d'airs ... serieux et à boire ... composé en Angleterre ... en MDCCXXIII")
  • Две песни для пьесы "День визитов дам" ("The Ladies' Visiting-day") Уильяма Бернаби (1701)
  • Музыка для пьесы "Стратегия кавалеров" ("The [Beaux] Stratagem") Фаркера (1707)

Ноты сочинений Жана-Клода Жилье на сайте библиотеки IMSLP