Жиль, Жан
1668 - 1705

Назад

Жан Жиль (Jean Gilles) - Французский композитор

Родился 8 января 1668 года, Тараскон, ныне Авиньон - умер 5 февраля 1705 года, Тулуза.

Сын неграмотного рабочего, Жиль поступил 6 мая 1679 года в хоровую школу при соборе Сен-Совер в Экс-ан-Провансе. Его учителем был Гийом Пуатевен, который также обучал многих других наиболее авторитетных композиторов Прованса, в том числе Кампра и Бланшара. В 1687 году Жиль покинул хор мальчиков, но продолжал служить в кафедральном соборе. 5 ноября 1688 года, по просьбе Пуатевена, он разделил должности су-мэтра и органиста с другим учеником, Жаком Кабассолем. Пуатевен ушел в отставку 4 мая 1693 года, и Жиль сменил его на посту мэтра музыки. Но, несмотря на увеличение его жалованья и ряд привилегий, связанных с вознаграждением, его поступок в апреле 1695 года, когда он ушел без предупреждения, чтобы стать мэтром музыки Агдского собора, свидетельствует о том, что он был недоволен своей судьбой в Эксе. Вскоре он привлек внимание епископа Рье, который хотел, чтобы он сменил Кампру на посту мэтра музыки собора Святого Этьена в Тулузе, хотя эта должность недавно была отдана Мишелю Фаринелю. Фаринель по неизвестным причинам покинул Тулузу в ноябре 1697 года, а 18 декабря 1697 года Жиль, который в то время находился в Тулузе, был назначен руководителем хоровой школы. В 1701 году герцог Бургундский и герцог Беррийский, внуки Людовика XIV, торжественно посетили Тулузу. Четыре мотета Жиля, в том числе "Diligam te" и "Domine", были исполнены под аплодисменты во время торжеств. Благодаря вниманию, которое привлекло к нему это событие, репутация Жиля выросла, и в июле 1701 года ему предложили возглавить хоровую школу при соборе Парижской Богоматери в Авиньоне. Очевидно, он согласился, и Рамо был назначен его заместителем до его прибытия, но, хотя Жиль, возможно, провел в Авиньоне совсем немного времени, он так и не покинул свой пост в Тулузе. 3 декабря 1701 года он продлил там свой контракт на четыре года, и записи капитула показывают, что он все еще был там, когда умер (нет никаких свидетельств, подтверждающих предположение, что он умер в Авиньоне). В 18 веке "Выставка мертвых" Жиля стала одной из самых известных работ во всей Франции. Согласно книге М.А. Ложье "Чувства гармониста" (Амстердам, 1756), "Сегодня редко можно встретить заупокойную службу с музыкой (мелойл) без исполнения мессы Жиля’. Она исполнялась на богослужениях в честь Рамо в 1764 году и в честь Людовика XV десять лет спустя. Многие критики, в том числе Маттесон, высоко оценили ее, назвав "одним из прекраснейших музыкальных произведений’. Наряду с песнопениями Лаланда, реквиемом Жиля и песнопениями "Дилигам те" и "Блаженны элегисты" оставались популярными на концертах "Спиритуал" в течение первых трех четвертей XVIII века. Дилигам те оставался в репертуаре королевской капеллы в Версале вплоть до падения монархии в 1792 году. Мотеты Жиля построены по тем же принципам, что и у Лаланда, то есть в форме версальского большого мотета. Как и у Лаланда, его оркестр относительно независим от хора. Его гармония менее диссонирующая, чем у Лаланда; он реже использовал 7-е доли. Его быстрые движения часто напоминают танцевальные ритмы, в них часто используется гемиола в тройном такте. Его мотеты свидетельствуют о его ранней зрелости, а самые ранние из дошедших до нас произведений демонстрируют исключительную экспрессию и пафос, особенно "Причитания" (вероятно, датируемые 1692 годом), которые представляют собой одно из немногих хоровых произведений французского композитора на Страстную неделю. Хоровое письмо в поздних работах Жиля демонстрирует убедительный баланс между полифонией и гомофонической декламацией. Его хорошо проработанные и выразительные фугальные припевы обычно вносят существенный вклад в общую структуру его произведений. Например, в "Мессе смерти", где полифония чередуется с гомофоническими танцевальными текстурами, фугальный "Requiem aeternam" завершает полифоническое развитие, которое разворачивается на протяжении всего произведения. В "Te Deum" 1697 года две хоровые фуги ("Te per orbem" и "Aeterna fac") образуют захватывающее трио "Tu devicto mortis" для трех басов, которое образует центр полностью симметричной структуры из 11 частей. Похожий дизайн можно найти в кантате Jordanis incolae, состоящей из семи частей. Произведения, указанные в двух антологиях как песнопения петиса, как известно, или предполагается, взяты из более крупных произведений Жиля; однако "Афферте господня" и "Кантемус господень" из сборника песнопений взяты из "великих песнопений" Лаланда. Жиль, несомненно, сочинял песнопения петиса, но ни одно из них не сохранилось в первоначальном виде.

Ноты сочинений Жана Жиля на сайте библиотеки IMSLP