Жиль, Жан
1668 - 1705
Назад
Gilles, Jean
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан Жиль был французским композитором. Сын неграмотного рабочего, Жиль поступил 6 мая 1679 года в хоровую школу собора Сен-Совёр в Экс-ан-Провансе. Его учителем был Гийом Пуатвен, который также обучал ряд других самых известных композиторов Прованса, включая Кампра и Бланшара. В 1687 году Жиль покинул хор мальчиков, но продолжил службу в соборе. 5 ноября 1688 года, по просьбе Пуатвена, он разделил должности помощника руководителя и органиста с другим учеником, Жаком Кабассолем. Пуатвен ушел в отставку 4 мая 1693 года, и Жиль сменил его на посту руководителя музыки. Но, несмотря на увеличение жалованья и несколько вознаградительных привилегий, его поступок в апреле 1695 года, когда он ушел без предупреждения, чтобы стать руководителем музыки собора Агда, указывает на то, что он был недоволен своей долей в Экс-ан-Провансе.
Вскоре он привлек внимание епископа Рье, который хотел, чтобы он сменил Кампра на посту руководителя музыки собора Сент-Этьен в Тулузе, хотя эта должность недавно была отдана Мишелю Фаринелю. Фаринель, по неизвестным причинам, покинул Тулузу в ноябре 1697 года, и 18 декабря 1697 года Жиль, который в то время находился в Тулузе, был назначен руководить хоровой школой.
В 1701 году герцог Бургундский и герцог Беррийский, внуки Людовика XIV, посетили Тулузу с большой церемонией. Четыре мотета Жиля, включая "Буду любить Тебя, Господи" ("Diligam te, Domine"), были исполнены с аплодисментами во время торжеств. С вниманием, которое это событие привлекло к нему, репутация Жиля росла, и в июле 1701 года ему было предложено руководство хоровой школой в Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне. Очевидно, он согласился принять предложение, и Рамо был назначен заместителем до его прибытия, но, хотя Жиль, возможно, провел короткое время в Авиньоне, он так и не оставил свой пост в Тулузе. Он продлил свой контракт там на четыре года 3 декабря 1701 года, и записи капитула показывают, что он все еще был там, когда умер (нет доказательств, подтверждающих предположения, что он умер в Авиньоне).
В 18 веке "Заупокойная месса" Жиля стала одним из самых знаменитых произведений во всей Франции. Согласно "Мнению гармонифила" М.А. Ложье (Амстердам, 1756), "Сегодня редко обходится заупокойная служба с музыкой без исполнения мессы Жиля". Она исполнялась на заупокойных службах по Рамо в 1764 году и по Людовику XV десять лет спустя. Её хвалили многие критики, включая Маттезона, который назвал её "одним из прекраснейших музыкальных произведений".
Вместе с мотетами Лаланда, Реквием Жиля и мотеты "Буду любить Тебя" и "Блажен, кого Ты избрал" оставались популярными на "Духовном концерте" в течение первых трех четвертей 18 века. "Буду любить Тебя" оставался в репертуаре королевской капеллы в Версале до падения монархии в 1792 году.
Мотеты Жиля построены по тем же принципам, что и мотеты Лаланда, то есть в форме версальского большого мотета. Как и у Лаланда, его оркестр относительно независим от хора. Его гармония менее диссонантна, чем у Лаланда; он меньше использовал септимы. Его быстрые части часто навеяны танцевальными ритмами, с частым использованием гемиолы в тех, что в трёхдольном размере. Его мотеты показывают его раннюю зрелость, и его самые ранние сохранившиеся произведения демонстрируют исключительную выразительность и пафос, в частности "Плач пророка Иеремии" (вероятно, датирующиеся 1692 годом), которые составляют одну из немногих хоровых обработок для Страстной недели, созданных французским композитором.
Хоровое письмо в поздних произведениях Жиля демонстрирует убедительный баланс между полифонией и гомофонной декламацией. Его искусно созданные и выразительные фугированные хоры обычно вносят существенный вклад в общую структуру его произведений. В "Заупокойной мессе", например, после чередования полифонии с гомофонными, танцевальными фактурами, фугированное "Вечный покой" венчает полифоническое развитие, которое разворачивалось на протяжении всего произведения. В "Тебе, Бога, хвалим" 1697 года два хоровых фугированных раздела "Тебя по всей вселенной" и "Сделай достойными вечной жизни" обрамляют поразительное трио "Ты, победив смерть" для трех баритонов, которое образует центр полностью симметричной 11-частной структуры. Подобный замысел встречается в семичастной "Воспойте, жители Иордана".
Произведения, обозначенные как малые мотеты в двух антологиях, известны или предположительно являются частями более крупных произведений Жиля; однако "Принесите, Господи" и "Воспоем, Господи" в "Собрании мотетов" происходят из больших мотетов Лаланда. Жиль, несомненно, сочинял малые мотеты, но ни один не сохранился в своей первоначальной форме.
Мессы
Большие мотеты
Малые мотеты (из больших мотетов)
Сомнительные и утраченные произведения
Ноты сочинений Жана Жиля на сайте библиотеки IMSLP