Джильи ("Иль Тедескино"), Джованни Баттиста
.... - 1692
Назад
Gigli ("Il Tedeschino"), Giovanni Battista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Джильи был итальянским композитором. Не найдено биографических связей с Германией, которые объясняли бы его прозвище "Иль Тедескино" ("Маленький немец"), поэтому оно могло просто описывать его внешность. Он находился на службе у великого герцога Фердинандо Третьего Тосканского во Флоренции, когда опубликовал "Церковную и камерную сонату для трех инструментов, с генерал-басом для органа" соч. 1 (Болонья, 1690), которую он описал как "незрелую часть моего раннего творчества". Он, возможно, также работал в Модене для семьи Эсте, поскольку две оратории ("Святая Екатерина" и "Святая Женевьефа Палатинская"), шесть трио-сонат и одна кантата для сольного голоса с континуо сохранились в рукописи в тамошней библиотеке. Четыре пьесы также включены в рукописный сборник арий и кантат семнадцатого века, и он, по-видимому, написал духовную историю "Чудесная свобода" (Флоренция, 1692).
Джованни Баттиста Джильи работал в переходный период между поздним барокко и ранним классицизмом. Его творчество демонстрирует характерные черты итальянской инструментальной музыки конца XVII века. Сохранившиеся произведения свидетельствуют о владении композитором современными ему музыкальными формами и техниками.
Основное значение имеет его опус 1 - "Церковная и камерная соната для трех инструментов", опубликованный в Болонье в 1690 году. Этот сборник отражает характерное для эпохи разделение на сонаты да кьеза (церковные) и сонаты да камера (камерные). В предисловии к изданию композитор скромно оценивает эти работы как "незрелую часть раннего творчества", что может указывать либо на авторскую самокритику, либо на соблюдение риторической традиции смирения.
Трио-сонаты Джильи следуют установленной к концу XVII века модели, предполагающей использование двух верхних голосов с сопровождением basso continuo. Особый интерес представляет указание на возможность использования органа в качестве аккомпанирующего инструмента, что характерно для церковных сонат.
Вокальные сочинения композитора включают оратории на агиографические сюжеты ("Святая Екатерина", "Святая Женевьефа Палатинская"), что соответствует популярности житийной тематики в итальянской духовной музыке этого периода. Сохранившиеся рукописи в библиотеке Модены свидетельствуют о возможных связях композитора с герцогским двором Эсте.
Духовная история "Чудесная свобода" (1692) представляет особый интерес как пример поздней традиции сакральных драматических произведений, популярных во Флоренции конца XVII века.
Стилистически музыка Джильи характеризуется типичными для его времени чертами: ясной тональной организацией, использованием танцевальных ритмов в камерных сонатах, контрапунктической разработкой в церковных сонатах, а также вниманием к слову в вокальных композициях. Его творчество представляет ценный пример региональной итальянской музыкальной традиции периода заката барокко.
Оратории
Инструментальные произведения
Вокальные произведения