Жиго, Николя
1627 - 1707
Назад
Gigault, Nicolas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Николя Жиго был французским органистом и композитором. Согласно документации Ардуэна, его родители еще в мае 1626 года не ожидали наследников, поэтому более ранняя дата рождения, выведенная Пирро, не может быть верной. О том, что семья жила в бедности, свидетельствует документ 1648 года, в котором после смерти их отца Жиго и его братья отказались от прав наследования, чтобы избежать его долгов. Однако договор, касающийся первого из его двух браков, в 1662 году, показывает его уже состоятельным и владельцем обширной коллекции инструментов, включая орган, несколько клавесинов, спинетов и клавикордов, а также ряд струнных инструментов (имеются свидетельства, что он также был струнником, которого иногда привлекали к важным парижским оркестровым выступлениям). Он занимал четыре должности органиста в Париже - в церкви Святого Гонората (1646-1652), в церкви Святого Николая в полях (1652 до своей смерти), в церкви Святого Мартина в полях (с 1673 года) и в Госпитале Святого Духа (с 1685 года) - и его известность показана в налоговом реестре клавишников 1695 года, в котором его имя вписано среди имен первого ранга, наряду с такими людьми, как Д'Анжлебер и Куперен. Он дважды был вовлечен в судебные процессы, первый раз в тщетной попытке взыскать убытки с некоего Жансона, печатника его "Музыкальной книги" 1683 года, второй раз в 1693 году в связи с длительным судебным процессом между менестрелями и клавишниками Парижа. Документ, относящийся к последнему делу, перечисляет его как учителя Люлли; в 1706 году он был одним из членов жюри, которое присудило Рамо пост органиста церкви Святой Магдалины в Сите. Из его пятерых детей трое были связаны с музыкой, хотя и не как композиторы.
Из-за отсутствия современного издания том Жиго 1683 года мало изучен. Он содержит 20 популярных рождественских песен с вариациями, самый ранний пример этого жанра, а также несколько стихов, основанных на рождественских хоралах. Большинство рождественских песен следует несколько механической схеме, прогрессируя от двух к трем и к четырем голосам, последние трактуются "на два хора". Более известный второй том 1685 года содержит 183 стиха, в основном очень кратких, в довольно свободном расположении. Он начинается с трех групп стихов для ординария мессы, за которыми следует серия пьес, расположенных по церковным ладам; между ними перемежаются несколько обработок хоральных гимнов и серия стихов "Тебе, Бога, хвалим". Более своих современников Жиго оставался верен литургии и духу Титлуза (чье имя он призвал в предисловии) через частые обработки хорала либо как кантус фирмус в басу или теноре, либо в фугированной разработке, а также через использование дополнительных каденционных точек, с помощью которых стихи могут быть сокращены согласно потребностям службы. Большинство свободных пьес названы "фугами"; тем не менее, в них, как и в прелюдиях, речитативах и диалогах, виден светский дух из танцев и арий, который пронизывает поздние годы французской барочной органной школы, качество, дополнительно подчеркнутое непрерывным использованием Жиго "острого" стиля, в котором практически все серии восьмых нот нотированы в пунктирных ритмах. Хотя прелюдии содержат occasional striking гармонические последовательности, музыка Жиго часто монотонна: в частности, ему не хватает гармонической направленности, и он не развивает адекватно темы своих фуг.
Органные сборники
Ноты сочинений Николя Жиго на сайте библиотеки IMSLP