Жиго, Николя
1627 - 1707

Назад

Николя Жиго (Nicolas Gigault) - Французский органист и композитор

Родился в 1627 году, Париж - умер 20 августа 1707 года, Париж. 

Согласно документам Хардуина, его родители не ожидали появления наследников еще в мае 1626 года, поэтому более ранняя дата рождения, установленная Пирро, не может быть верной. О том, что семья жила в бедности, свидетельствует документ 1648 года, в котором после смерти отца Гиго и его братья отказались от своих прав наследования, чтобы избежать его долгов. Но контракт, относящийся к первому из двух его браков, заключенному в 1662 году, показывает, что он уже был состоятельным человеком и владел обширной коллекцией инструментов, включая орган, несколько клавесинов, спинетов и клавикордов для фортепиано с оркестром, а также ряд струнных инструментов (есть свидетельства того, что он также играл на струнных инструментах, которые иногда привлекались к работе). для важных парижских оркестровых выступлений). Он занимал четыре должности органиста в Париже – в церкви Сент-Оноре (1646-52), Сен-Никола-де-Шан (с 1652 до своей смерти), Сен–Мартен-де-Шан (с 1673) и Больнице Святого Духа (с 1685). О его репутации свидетельствует налог, уплаченный в 1695 году список клавишников, в котором его имя значится в числе первых, наряду с такими людьми, как Д'Англебер и Куперен. Он дважды был вовлечен в судебные тяжбы, первый раз в тщетной попытке взыскать убытки с некоего Янсона, издателя его "Livre de musique" 1683 года, второй раз в 1693 году в связи с длительным судебным процессом между менетриерами и клавишниками Парижа. В документе, относящемся к последнему иску, он указан как учитель Люлли; в 1706 году он был одним из присяжных, которые присудили Рамо должность органиста церкви Святой Мадлен-ан-ла-Сите. Из его пятерых детей трое были связаны с музыкой, хотя и не как композиторы. Из-за отсутствия современного издания, том Жиго 1683 года практически не изучался. В нем содержится 20 популярных ноэлей с вариациями, самый ранний образец этого жанра, а также несколько стихотворений, основанных на рождественских песнях. Большинство ноэлей следуют несколько механической схеме, переходя от двухголосия к трехголосию, а то и к четырехголосию, причем последние были обработаны "в два хора". Более известный второй том 1685 года содержит 183 стиха, в основном очень коротких, в довольно свободной аранжировке. Она начинается с трех групп куплетов для обычной мессы, за которыми следует серия пьес, расположенных в соответствии с церковными обычаями; среди них есть несколько переложений простых песнопений и серия куплетов Te Deum. Больше, чем его современники, Жиго оставался верен литургии и духу Тителуза (чье имя он упоминал в предисловии), часто используя простую песнь в виде cantus firmus для баса или тенора или в фугальной обработке, а также используя дополнительные точки каденции, с помощью которых стихотворения могут быть сокращены в соответствии с потребностями службы. Большинство свободных пьес называются “фугами”; тем не менее, в них, а также в прелюдиях, заключениях и диалогах прослеживается светский дух танцев и арий, который пронизывает поздние годы французской органной школы в стиле барокко, и это качество еще больше подчеркивается постоянным использованием Жиго "заостренного" стиля, в котором практически все серии колчанов обозначены пунктиром ритмы. Хотя в прелюдиях время от времени встречаются поразительные гармонические переходы, музыка Жиго часто монотонна: в частности, ему не хватает гармонического направления и не удается адекватно развить сюжеты фуг.

Ноты сочинений Николя Жиго на сайте библиотеки IMSLP