Жибер, Поль-Сезар
1717 - 1787
Назад
Поль-Сезар Жибер (Paul-César Gibert) - Французский учитель пения и композитор
Родился в 1717 году, Версаль - умер в 1787 году, Париж.
Когда он был совсем юным, отец, служащий королевского дома, отправил его в Неаполь. Вероятно, он брал там уроки музыки у нескольких мастеров консерватории и в конце концов нанял итальянских певцов, в том числе популярного Антуана Альбанезе, для Королевской капеллы в Париже. По возвращении во Францию около 1750 года Гибер, по-видимому, работал учителем пения и композиции, а также стал известен как композитор комических опер. Из них наиболее известны "Фортуна в деревне" (1760), "Солиман второй", "Трое султанов" (1761) и "Апель и Кампаспе" (1763). "Удача в деревне", поставленная, когда итальянские комедианты вернулись в свой (реконструированный) театр в Бургундском отеле после летнего перерыва, стала первой настоящей комедией Жибера "Битва ариеток", в которой водевильные тембры были полностью исключены. Отель Mercure de France положительно оценил ее как работу "молодого музыканта [ему было уже 43 года], подающего большие надежды и обладающего хорошим вкусом". Солиман Секонд в свое время был шеф-поваром C.-S. Фавар", являющийся вершиной театральной карьеры мадам Фавар и важным и влиятельным произведением в развитии "турецкой" оперы XVIII века, венцом которой является "Путешествие в Сераль" Моцарта. Неудача исторической комедии "Героика", "Апель и Кампаспе", вероятно, была вызвана главным образом непостоянством личности ее либреттиста А.А.Х. Пуансине. Музыка Гибера, хотя Гримм и находил ее "отвратительной", довольно высокого качества. После сочинения трех мотетов - "Усердствуй со мной", "Исповедь о господе" и "Сумма летающих птиц" (1766-1788), которые были успешно исполнены на концерте "Спиричуэл", Жибер вернулся к сценическим работам с серьезной оперой "Девкалион и Пирра" (1772); по сообщениям, после ее исполнения он получил золотую медаль стоимостью 300 ливров. Его приверженность преподавательской деятельности была особенно сильна в последние два десятилетия его жизни; его сольфеджии "Об уроках музыки", обычно датируемые 1783 годом, появились в печати уже в конце 1769 года. За ним последовали два менее известных печатных сборника: "Меланж мюзикл: премьера нового альбома" (Париж, 1775) и "Име нового альбома" (Париж, 1783). Первая из них, безусловно, более содержательная, в ней есть все - от порой неуклюжих итальянских ариеток, часто заимствованных из его собственных комических опер, до высокоразвитых драматических сцен в манере Рамо или Глюка. Многие пьесы пародируются на упражнения по сольфеджио из издания 1769 года. Несмотря на всепроникающий итальянский характер, частое использование Жибером рондо и романских форм, параллельного минора и приглушенных аккордов явно сближает его сначала с Рамо, а затем, в особенности, с Гретри. Сильное влияние Глюка на драматические сцены неудивительно, однако оно раскрывает одну из главных слабостей Гибера как композитора - его склонность к подражанию, а не к оригинальности.
Ноты сочинений Поля-Сезара Жибера на сайте библиотеки IMSLP