Гиббонс, Кристофер
1615 - 1676
Назад
Кристофер Гиббонс (Christopher Gibbons) - Английский композитор и органист
Родился 22 августа 1615 года, Вестминстер, Лондон - умер 20 октября 1676 года, Вестминстер.
Второй сын (старший из оставшихся в живых) Орландо Гиббонса. Он служил Карлу I в "юности", предположительно, в качестве хориста Королевской капеллы. Вуд отметил, что он "с детства был приучен к музыке под руководством своего дяди Эллиса Гиббонса", но это не соответствует действительности, и обычно считается, что после смерти отца он был взят под опеку своего дяди Эдварда Гиббонса, настоятеля Эксетерского собора. В январе 1627 года он был выдвинут в качестве стипендиата Чартерхауса; губернаторы одобрили его избрание 21 июня, хотя нет уверенности в том, что он действительно был принят. В 1638 году он сменил Томаса Холмса на посту органиста Винчестерского собора, но в 1642 году стал свидетелем того, как солдаты парламента сломали "прекрасные органы в соборе". 23 сентября 1646 года он женился на Мэри Керчер, дочери пребендария из Винчестера, и поселился в Лондоне, где в 1651 году был включен в список преподавателей "игры на органе или виргинии" Плейфордского музыкального журнала A Musicall Banquet (RISM 16516). По словам Обри, он также был органистом у сэра Джона Дэнверса, в доме которого в Челси находился "превосходный орган из кедра’. Лодевейк Гюйгенс услышал его игру там 10 марта 1652 года, а также в концерте в доме Дэвиса Мелла две недели спустя. В июле 1654 года Эвелин, посетив колледж Магдалины в Оксфорде, где в часовне все еще стоял орган Роберта Даллама, услышала "мистера Гиббона, знаменитого музыканта, который поделился с нами своим мастерством и талантом игры на этом инструменте’. Судя по всему, его жена Мэри умерла к 1655 году, и 22 апреля того же года он женился на вдове Элизабет Филбридж (урожденной Болл); пятеро детей были крещены в Сент-Клемент-Дейнс в период с февраля 1656 по июнь 1660 года. В 1656 году он был одним из шести исполнителей "Инструментальной музыки" к опере Давенанта "Осада Родоса", поставленной в Ратленд-хаусе. Партитура Локка к постановке "Купидона и смерти Ширли" в 1659 году включает вокальную и инструментальную музыку Гиббонса; неясно, входила ли она в "музыкальные композиции" постановки 1653 года, представленной португальскому послу. Во время реставрации Гиббонс получил назначение музыкантом к Карлу II и органистом Королевской капеллы и Вестминстерского аббатства; он оставил свое место в Винчестере. Как рядовой музыкант, он выполнял двойную работу: исполнял обязанности виргиналиста "при дворе" (в 1660 году были даны указания "изготовить для него орган") и члена личной королевской музыкальной труппы с годовым жалованьем в 46 фунтов стерлингов и 40 фунтов стерлингов соответственно. Он занимал это место и должность органиста Королевской капеллы до самой своей смерти. В 1660 году он стал органистом, а в 1664 году - мастером хористов Вестминстерского аббатства, эти должности он занимал до 1666 года. По-видимому, именно от него Фробергер, который был в Лондоне в 1662 году, во время женитьбы Карла II, получил работу органиста, чтобы иметь возможность слушать музыку при английском дворе; Маттесон записал, что во время банкета Фробергер переусердствовал и получил затрещину от органиста, который извинился после того, как послушала, как он играет на клавесине. Между 1662 и 1665 годами он был замешан в скандале, связанном с планами строительства нового органа в Вустерском соборе, и был обвинен в попытке подкупить Уильяма Хэтэуэя для заключения контракта. В 1663 году король выдвинул его кандидатуру на соискание ученой степени доктора философии в Оксфордском университете, и эта степень была присуждена в июле 1664 года; сохранились его упражнения к Акту (выполненные, по словам Вуда, "с большой честью для него самого и его факультета"), и был представлен его портрет в докторской мантии в музыкальную школу (см. иллюстрацию). Вуд описал его как "человека, превосходнейшего в своем деле, но великого распутника": это, по-видимому, подтверждается комментарием, сделанным им в автографе к куплету для органа "пьяница из катера на колесах" (GB-Och 1142A). Пепис несколько раз писал о своем участии в музыкальных вечерах в резиденции графа Сэндвича, и 3 августа 1668 года ему было обещано "кое-что за два жгутика". В 1665 году семья Гиббонс жила в Грейт-Алмонри, а в 1671 году - на Нью-стрит в Вестминстере. Гиббонс был похоронен 24 октября 1676 года в клойстерс Вестминстерского аббатства. Как клавишник, Гиббонс был выдающейся фигурой в музыке эпохи Реставрации. Как у композитора, его стиль, хотя и энергичный, более грубый и менее красноречивый, чем у Локка; Норт, назвавший его "великим мастером в церковном стиле, а также в музыке-консорте", охарактеризовал его творчество как "смелое, основательное и сильное, но бессистемное и не лишенное некоторой иронии". барбареска’. Стихотворные гимны относятся к переходному типу, с органным сопровождением, но без "симфоний", и обычно используют два сольных дисканта; иногда к этим мальчикам-солистам предъявляются значительные требования. "Как долго ты будешь забывать меня", по-видимому, было самым широко исполняемым из его гимнов. Здесь, а также в своих фантазийных сюитах для скрипок и бас-виолы, Гиббонс практиковал полное написание имитационных пассажей для органа соло, но обычно его органные партии представлены в виде партии бас-гитары. Сюиты-фантазии являются одними из последних образцов жанра, созданного Копрарио, в то время как две фантазии из четырех частей (вероятно, написанные в 1660-х годах для Оксфордской музыкальной школы) являются хорошими примерами этого "главного и превосходнейшего" жанра того времени, когда он выходил из моды. Хотя сохранилось всего несколько произведений для клавишных, "двойные добровольцы", в частности, являются ценным свидетельством "мастерства и таланта", которыми восхищалась Эвелин, и предвосхищают стиль ученического Блоу Гиббонса.
Ноты сочинений Кристофера Гиббонса на сайте библиотеки IMSLP