Джай, Франческо Саверио
1729 - 1801

Назад

Giai, Francesco Saverio

Портрет композитора Франческо Саверио Джай

  • Дата рождения: 27 сентября 1729 года
  • Место рождения: Турин, Италия
  • Дата смерти: 12 августа 1801 года
  • Место смерти: Грульяско, около Турина, Италия

Биография

Франческо Саверио Джай был итальянским композитором, сыном Джованни Антонио Джая. Он начал обучение в Турине, вероятно, в Коллегии невинных детей при соборе под руководством Ф.М. Монтальто. В период между 1759 и 1762 годами он продолжил обучение, проведя по году в Болонье у падре Мартини, в Неаполе у Джузеппе де Майо и в Риме, где его сочинения были благоприятно приняты в папской капелле. После смерти своего отца он был назначен директором королевской капеллы в Турине, что официально задокументировано в письме от 9 февраля 1764 года. До 1798 года его главным помощником на этом посту был знаменитый скрипач Гаэтано Пуньяни, и вместе с ним он участвовал в музыкальной жизни двора, руководя, среди прочего, музыкой, исполнявшейся на свадьбе Клотильды Французской с Карлом Эммануилом IV в 1775 году. Как и его отец, Франческо, по-видимому, был занят в основном духовной музыкой двора, хотя сочинил скрипичный концерт. Моцарт во время своего визита в Турин в 1771 году включил Джая в список музыкантов, с которыми он хотел встретиться, наряду с Квирино Гаспарини, руководителем капеллы собора, и скрипачом и композитором Иньяцио Челониати.

Творчество

Франческо Саверио Джай представлял следующее поколение итальянских композиторов, работавших в период перехода от позднего барокко к классицизму. Его творческая деятельность была сосредоточена преимущественно на создании духовной музыки для королевской капеллы Турина, где он продолжил традиции, заложенные его отцом. Обучение у таких выдающихся мастеров, как падре Мартини в Болонье и Джузеппе де Майо в Неаполе, позволило ему синтезировать различные стилистические влияния в своей музыке. Его скрипичный концерт демонстрирует владение инструментальной техникой, характерной для итальянской школы того периода. Признание его таланта со стороны Моцарта свидетельствует о высоком профессиональном авторитете Джая в музыкальных кругах Италии второй половины XVIII века.

Произведения

Инструментальная музыка

  • Скрипичный концерт си-бемоль мажор

Духовная музыка

  • Одиннадцать месс
  • Три реквиема
  • Три кирие-глория
  • Одно кирие
  • Две глории
  • Три "День гнева"
  • Два "Сказал Господь"
  • Два "Буду восхвалять"
  • Три "Блажен муж"
  • Шестнадцать "Помилуй меня, Боже"
  • Два "Хвалите Господа"
  • Три "Песнь Богородицы"
  • Два "Тебя, Бога, хвалим"
  • Четыре литании
  • Двадцать шесть уроков для Страстной недели
  • "Ответные песни для Замка Скорби"
  • "Двенадцатое пророчество Навуходоносора"
  • Различные мотеты