Гиззоло, Джованни
ок.1580 - 1625

Назад

Джованни Гиззоло (Giovanni Ghizzolo) - Итальянский композитор

Родился около 1580 года, Брешиа - умер в 1625 году, Новара (?).

В 1609 году он стал монахом-францисканцем и жил в Новаре, но в 1610 году переехал в Милан. С 1613 по 1615 год он был маэстро капеллы принца Сиро Корреджо. В 1618 году он работал в кафедральном соборе Равенны. 6 октября 1621 года он был назначен маэстро капеллы Сан-Антонио в Падуе, но прибыл туда только в августе 1622 года и пробыл там 12 месяцев, прежде чем вернуться в Новару. Гиццоло написал много церковной музыки, а также изрядное количество светской. Это включает в себя ансамблевые мадригалы и канцонеты, но состоит в основном из монодий: мадригалы в декламационной манере (один или два с пометкой "в стиле речитатива"), более мелодичные арии и строфические вариации; есть также несколько дуэтов и диалогов (некоторые с партиями для хора). Его первая книга "Мадригалов и ариев" (1609) содержит интригующую постановку "Джуоко делла сьека" из оперы Гуарини "Пастор фидо", но в целом его песни менее успешны и менее соответствуют современным веяниям, чем у композиторов, которые в основном были монодистами. Как церковный композитор, Гиццоло также находится на грани между консервативным и прогрессивным. Только в своих мотетах (опубликованных под названием "концерты") он использовал современные фактуры концертато для двух или трех голосов; псалмы и мессы написаны для четырех или пяти голосов или двойного хора. Концерты 1611 года описываются как "все в стиле модерн", но написаны в подражательном полифоническом стиле без витиеватого письма. В своей коллекции 1613 года Гиззоло использует старомодный фальцобордон, построенный в манере, схожей с англиканским двойным распевом, когда два хора чередуются от стиха к стиху с разными половинами распева. Интересным примером адаптивности является сборник 1619 года, который может быть исполнен в пяти частях, используя только один хор, или в девяти, добавив второй хор. Гиззоло объяснил, что этот хор при желании может быть инструментальной группой, что партию квинты может исполнять тенор, если нет второго сопрано, и что никто не должен удивляться, услышав последовательные 5-е или октавы между этим голосом и партией органа. Это типично для свободного и непринужденного подхода в некоторых видах литургической музыки того времени.

Ноты сочинений Джованни Гиззоло на сайте библиотеки IMSLP