Герсем, Жери (де)
ок.1573 - 1630
Назад
Жери (де) Герсем (Géry (de) Ghersem) - Франко-фламандский композитор и певец
Родился около 1573 года, Турн - умер 25 мая 1630 года, Турн.
В течение пяти лет он был певчим в кафедральном хоре Турне. Джордж де ла Хель, мэтр музыки в Турне, возможно, недолго обучал его, но де ла Хель стал музыкальным руководителем при дворе Филиппа II в Мадриде в 1582 году, когда Герсему было самое большее восемь лет, и он умирал, когда сам Герсем прибыл в Мадрид 28 июня 1586 года. Герсем был одним из 14 мальчиков "в возрасте от семи до двенадцати лет, не больше", завербованных во Фландрии в Капилья Фламенка. Он был канторсильо до своего повышения в 1593 году на должность кантора. Годы своего становления он провел под руководством Филиппа Роже, который сменил Ла Хеля в 1588 году. Роже умер в 1596 году и в своем завещании поручил Герсему опубликовать пять его месс. Вышло шесть месс (Мадрид, 1598), финансировавшихся Филиппом II (умер в 1598 году) и Филиппом III; шестая - мессы Герсема "Аве, святая дева’. Также в 1598 году Герсему отказали в должности музыкального директора в пользу его более молодого соотечественника Матео Ромеро, но он стал помощником режиссера. Возможно, из-за этого разочарования Герсем вернулся на родину в 1604 году; сохранилось завещание, которое он написал перед отъездом из Испании, в котором подробно описана его музыкальная коллекция. Он стал директором домашней часовни эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в Брюсселе, а в 1607 году стал капелланом молельни; он занимал эти две должности незадолго до своей смерти. Среди его коллег по суду в Брюсселе были Питер Филипс, Пеэтер Корнет и, в течение короткого времени, Джон Булл. Он также фигурирует как кантор в отчетах Капильи Фламенка в Вальядолиде с 1609 по 1630 год; предположительно, выплаты ему были произведены за прошлые заслуги и не подразумевали повторной поездки в Испанию. Он также был священником и в качестве такового получил почести и доходы от нескольких канонизаций: часовни Святого Жана-Батиста в Сент-Водрю, Монс (1606); Сент-Гудуле, Брюссель (1608), обменянной в 1614 году на должность каноника в Турне; и Сен-Жака в Куденберге, Брюссель (1622)., заменивший каноническую постройку в Монсе. Герсема высоко ценили Филипп III и эрцгерцогиня Изабелла, а также король Португалии Жуан IV, в библиотеке которого хранилось много его произведений; а Церон ("Мелопея и мастер", 1609) и историк Катуллий с восхищением отзывались о его произведениях. Поэтому, к сожалению, единственным сохранившимся завершенным произведением является послание из семи частей “Аве, святая дева”. В мотете Франсиско Герреро, на котором он основан, канон основан на унисоне двух верхних голосов; исходя из этого, Герсем использует каноны в каждой части своей мессы, за исключением "Crucifixus". От его мотета Benedicam Dominum осталось чуть больше половины, и завершен только второй фрагмент. Сохранилась также вторая партия баса из восьмичастной Missa sine nomine (Антверпен, 1642). Все его вильянсико, которые высоко ценились, по-видимому, утрачены. Его утраченные произведения, упомянутые в каталоге библиотеки Жуана IV, включают около 170 вильянсико (написанных к Рождеству и королевским праздникам, некоторые из них с добавлением инструментальных партий), по меньшей мере семь месс, около 20 мотетов, несколько псалмов, магнификатов, причитаний и других священных произведений, около 15 шансонов и несколько испанских песен.