Герсем, Жери (де)
1573 - 1630
Назад
Ghersem, Géry (de)
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жери де Герсем был франко-фламандским композитором и певцом. В течение пяти лет он был певчим в соборе Турне. Жорж де ла Эль, музыкальный руководитель в Турне, возможно, недолго обучал его, но де ла Эль стал директором музыки при дворе Филиппа II в Мадриде в 1582 году, когда Герсем был в возрасте не более восьми лет, и он умирал, когда сам Герсем прибыл в Мадрид 28 июня 1586 года. Герсем был одним из 14 мальчиков "в возрасте от семи до двенадцати лет, не более", набранных во Фландрии для Фламандской капеллы. Он был певчим до своего повышения в 1593 году до положения певца. Эти формирующие годы он провел под руководством Филиппа Рожье, который сменил Ла Эля в 1588 году. Рожье умер в 1596 году, и в своем завещании он просил, чтобы Герсем взял на себя публикацию пяти его месс. Было издано шесть месс (Мадрид, 1598), финансируемых Филиппом II (умер в 1598 году) и Филиппом III; шестая - собственная месса Герсема "Радуйся, святейшая Дева". Также в 1598 году Герсем был обойден при назначении на должность музыкального директора в пользу своего младшего соотечественника Матео Ромеро, но стал помощником директора.
Возможно, из-за этого разочарования Герсем вернулся на родину в 1604 году; завещание, которое он написал перед отъездом из Испании, в котором его собрание музыки описано подробно, сохранилось. Он стал директором домашней капеллы эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в Брюсселе и в 1607 году стал капелланом оратория; он занимал эти две должности до самого конца своей жизни. Его коллеги при дворе в Брюсселе включали Питера Филипса, Петера Корнета и, в течение короткого времени, Джона Булла. Он также числился певчим в отчетах Фламандской капеллы в Вальядолиде с 1609 по 1630 год; предположительно, выплаты ему производились за прошлые заслуги и не подразумевали очередной поездки в Испанию. Он также был священником и как таковой получал почет и доход от нескольких каноникатов: капелла Святого Иоанна Крестителя в Сент-Водру, Монс (1606); Святая Гудула, Брюссель (1608), обмененная в 1614 году на каноникат в Турне; и Святой Иаков в Куденберге, Брюссель (1622), заменившая каноникат в Монсе.
Герсем был высоко оценен Филиппом III и эрцгерцогиней Изабеллой, а также Жуаном IV Португальским, в библиотеке которого хранились многие его произведения; и Чероне, и историк Катуллий упоминали его сочинения в восхищенных тонах. Поэтому прискорбно, что единственным полностью сохранившимся произведением является месса на семь голосов "Радуйся, святейшая Дева". Мотет Франсиско Герреро, на котором она основана, имеет канон в унисон между двумя верхними голосами; взяв это за основу, Герсем использует каноны в каждой части своей мессы, за исключением "Распятого". От его мотета "Благословлю Господа" сохранилось чуть более половины, причем полностью уцелел только второй тенор. Также сохранилась партия второго баса восьмиголосной "Мессы без названия". Все его вильянсико, которые очень ценились, по-видимому, утрачены. Среди утраченных произведений, упомянутых в каталоге библиотеки Жуана IV, - около 170 вильянсико (написанных для Рождества и королевских праздников, некоторые с добавленными инструментальными партиями), по крайней мере семь месс, около 20 мотетов, некоторые псалмы, обработки "Песни Богородицы", "Плачи" и другие духовные сочинения, около 15 шансон и несколько испанских песен.
Духовная музыка
Утраченные произведения