Джезуальдо, принц Венозы, граф Конзы, Карло
1561 - 1613
Назад
Gesualdo, Prince of Venosa, Count of Conza, Carlo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Джезуальдо был итальянским аристократом и композитором. Семья Джезуальдо получила инвеституру на княжество Веноза от Филиппа II в 1560 году, когда отец Карло, Фабрицио (умер в 1591 году), женился на Джероламе Борромео, племяннице папы Пия IV и сестре кардинала Карло Борромео. Примерно в то же время (1561 год) дядя Карло, Альфонсо (архиепископ Неаполя в 1596–1603 годах), был избран кардиналом. В Неаполе в 1586 году, после смерти старшего сына Фабрицио и Джероламы, Карло Джезуальдо, наследник титула, женился на своей кузине Марии д’Авалос, дочери маркиза Пескары. Возмущение и слухи, вызванные убийством 16 октября 1590 года Марии, застигнутой мужем «на месте преступления совершения тяжкого греха», и Фабрицио Карафа, герцога Андрии, известного в течение двух лет как её любовника, достигли уровня, соразмерного с благородным рангом, достигнутым семьей Джезуальдо в Неаполе. Это двойное аристократическое убийство получило должную огласку в широко распространявшейся хронике "Корона Манускрипт" (см. А. Борцелли: "Трагические и любовные происшествия", Неаполь, 1908), а также в сборнике стихов, посвященных трагическим влюбленным, сочиненных Торквато Тассо и самыми известными неаполитанскими поэтами, включая Дж.Б. Марино, Пиньятелли, Дж.К. Капаччо и Кортезе. Это событие, романтизированное писателями от Брантома до Анатоля Франса, до сих пор приводит к появлению описаний Джезуальдо под такими названиями, как "Карло Джезуальдо, князь Венозы: Музыкант и убийца" (К. Грей и П. Хезелтин) или "Убийство в пять голосов" (А. Консильо, Неаполь, 1967); они показывают, насколько эффективным был его акт возмездия в распространении его славы. Тем не менее, Джезуальдо благоразумно удалился в своё поместье в Джезуальдо, которое стало его постоянной резиденцией. Из-за скандальной известности, порожденной этим инцидентом, его страстная преданность музыке, которая до того времени культивировалась в полусекретности (его первая книга мадригалов была первоначально опубликована под именей Джузеппе Пилони), также стала широко известна.
Музыка стала главным интересом визита Джезуальдо в Феррару в 1594 году, как можно видеть из писем графа Альфонсо Фонтанелли, который был назначен герцогом Альфонсо II конюшим принца. Брак Джезуальдо с Леонорой д’Эсте, племянницей герцога, заключенный в 1593 году, предоставил Джезуальдо не только реабилитационную ценность блистательного брака за пределами Неаполитанского королевства, но и привлекательность блестящего музыкального центра. В соответствии с феррарским обычаем, музыка играла большую роль в брачных торжествах 21 февраля 1594 года. Боттригари описал празднества в "Ла маскара", органист Эрколе Паскини сочинил по этому случаю "пасторальную сказку" "Верные влюблённые" (Верона, 1593), Винченцо Рондинелли посвятил свой трактат по акустике "О звуках и голосах" принцу, а местные поэты писали специальные стихи. Прежде всего, Джезуальдо был в основном занят музицированием на протяжении всего времени, проведенного в Ферраре, до начала 1596 года, прерываясь как минимум двумя визитами в Джезуальдо: с 15 мая по 29 декабря 1594 года и с конца лета по 4 декабря 1595 года.
Кавальери, с которым Джезуальдо встретился в Риме по пути в Феррару 19 декабря 1593 года, иронично прокомментировал в письме безумную страсть принца к музыке, а Фонтанелли, после своей первой встречи с Джезуальдо 18 февраля 1594 года, сообщил, что принц демонстрировал партитуры своих первых двух книг мадригалов, что он хвалил Лудзаски, что он брал с собой в поездки таких музыкантов, как Сципионе Стелла и (кажется) Франческо Рази, и что он играл на гитаре и лютне. Алессандро Пиччинини позже рассказывал, что в том же году (1594) он подарил две свои теорбы Джезуальдо, который впоследствии преподнес одну из них "Кавалеру Лютнисту". В Ферраре Джезуальдо слушал знаменитых монахинь из Сан-Вито. В Венеции, согласно письмам Фонтанелли от 21 и 23 мая 1594 года, он предпочел остаться инкогнито, чтобы избежать официальных церемоний, но продолжал обсуждать музыку, хваля музыкантов Феррары и пренебрежительно отзываясь о музыкантах Венеции, включая Джованни Габриели. Он также сочинял мадригалы и, предположительно, договорился о правах на печать своих мадригалов с Гардане. В Падуе он навестил Костанцо Порта. В Джезуальдо, между июнем и октябрем 1594 года, он написал некоторую музыку для исполнения феррарским "Концертом жен", а в рождественский период был гостем Якопо Корси во Флоренции. К концу 1594 года он вернулся в Феррару с лютнистом Фабрицио Филомарино и певцом и виолистом Этторе Джезуальдо.
Присутствие Джезуальдо в Ферраре и его одержимая меломанния, поддерживаемая с "наинеаполитаннейшей аффектацией" (Фонтанелли), по-видимому, побудили герцогского печатника Бальдини снова начать публиковать самых важных местных мадригалистов, самое раннее целенаправленное проявление "второй практики". После публикации в период с мая по июнь 1594 года его первых двух книг, подписанных Стеллой, сам Джезуальдо, отбросив "тот первый стиль", сочинил и опубликовал свои третью и четвертую книги в марте 1595 и 1596 годов соответственно. Этторе Джезуальдо, который их подписал, восхищался их "изобретательностью, искусностью, подражанием и соблюдением слов", в противоположность "легкости" первых двух книг. В тот же период Фонтанелли опубликовал свой собственный "Первый сборник", а Лудзаски - еще три книги мадригалов, из которых четвертая, датированная 10 сентября 1594 года, посвящена Джезуальдо. Эти публикации 1594-1596 годов упрочили профессиональную репутацию Джезуальдо, которого ранее считали лишь искусным любителем. До 1594 года имеется лишь неконкретное упоминание о художественных достоинствах Джезуальдо в песне XX "Завоеванного Иерусалима" Тассо, но в феврале 1595 года Раваль, профессиональный музыкант, описал Джезуальдо как композитора мадригалов в своем сборнике "Мадригалы на 3, 5, 8 голосов" (Рим, 1595). В течение своих месяцев в Ферраре Джезуальдо воспользовался уникальной возможностью, предоставленной ему музыкальным учреждением герцога, где он мог встречаться с Лудзаски и виртуозными придворными музыкантами на профессиональной основе, не отступая от аристократической сдержанности, которая была чертой авангардных музыкальных кругов Феррары, где сдержанность, компетентность и эзотеризм были общими для композиторов, исполнителей и слушателей одинаково.
Попытка Джезуальдо, примерно с 1595 года, создать группу придворных музыкантов в замке Джезуальдо, вне влияния неаполитанских академий, вероятно, была вдохновлена феррарским примером. Микели сообщил в предисловии к своему сборнику "Музыка изящная и искусная" (Венеция, 1615), что он работал на Джезуальдо до 1599 года вместе со Стеллой, Дж.Б. ди Паола, Ненной и Эффремом, причем только о последнем известно, что он служил Джезуальдо до 1613 года. С того времени Джезуальдо проводил почти все свое время в своем поместье; его визиты в Неаполь стали редкими, и музицирование, по-видимому, составляло его убежище от мира. В 1603 году Дж.П. Капуччо, один из его придворных, опубликовал две книги "Священных песнопений" Джезуальдо у Константино Витале в Неаполе, но в 1611 году для своих последних работ (пятая и шестая книги мадригалов, все еще подписанные Капуччо, и "Страсти") Джезуальдо обзавелся собственным дворцовым печатником, Дж.Дж. Карлино из Неаполя, возможно, в подражание придворному печатнику в Ферраре.
Меланхолия принца, известная еще до 1594 года, стала глубже. Секретный и поэтому надежный политический документ рисует красноречивый портрет Джезуальдо в 1600 году: "он имеет доход более чем 40 000 дукатов в зерне. Его предки были очень французскими [то есть анти-испанскими] по взглядам, но он противник нововведений, занимается зарабатыванием денег и не находит удовольствия ни в чем, кроме музыки. Он содержит отряд вооруженных людей". Также имеются сообщения о плохом обращении с его женой и о бракоразводном процессе, начатом семьей Эсте. Леонора часто жаловалась на скуку, которую она терпела в поместье, куда на самом деле она прибыла только в конце 1597 года, после неизбежной передачи герцогства Феррара папскому государству; даже тогда она проводила долгие периоды в Модене со своим братом герцогом Чезаре, тем самым провоцируя срочные сообщения от Джезуальдо, который не одобрял ее отсутствия. Письмо, написанное в сентябре 1609 года, подтверждает, что, в отличие от общего состояния неаполитанской знати, финансовое положение принца было хорошим, и что он был готов купить владение Кастелламмаре-ди-Стабия у семьи Фарнезе, чтобы Леонора, которой не нравился климат в Джезуальдо, могла наслаждаться более целебным воздухом. Письмо также иллюстрирует социальную нетерпимость принца; он предложил, чтобы Леонора провела зиму в одной из его вилл на окраине Неаполя, где он не сможкл бы присоединиться к ней, потому что его собственное плохое здоровье не позволило бы ему посещать вице-королевский двор. Психопатическое ухудшение состояния принца в течение его последних лет хорошо задокументировано; и болезненное, фанатичное почитание Джезуальдо его дяди, Карло Борромео, канонизированного в 1610 году, как видно из его упорной переписки с кардиналом Федерико Борромео с целью получения реликвий и портрета, завершает клиническую картину меланхолии принца. После смерти в октябре 1600 года Альфонсино, его сына от Леоноры, он заказал знаменитый алтарный образ в церкви капуцинов в Джезуальдо; под композицией "Святая беседа" изображены Карло Борромео, Леонора, сам Джезуальдо и очищенная душа их умершего сына. Озабоченность Джезуальдо угасанием его рода оказалась оправданной: его смерть наступила через три недели после смерти его единственного оставшегося в живых ребенка, Мануэля, его сына от первого брака, которому было поручено полное управление семейными поместьями.
Полный уход Джезуальдо из городской жизни был частью общего возврата к феодализму в Неаполитанском королевстве в период серьезных экономических, социальных и политических кризисов, которые привели к прямому контролю знати над своими собственными землями. Тем не менее, его отказ даже от осуществления этой власти, несмотря на его относительно процветающее финансовое положение, и его убежище в музыке подразумевают мучительное осознание потери реальной власти, исключения из мира и отсутствия какого-либо будущего.
Карло Джезуальдо занимает уникальное место в истории музыки как один из самых радикальных новаторов позднего Ренессанса. Его композиторский стиль характеризуется смелым хроматизмом, неожиданными гармоническими сдвигами и резкими диссонансами, которые оставались непревзойденными вплоть до XX века. Особенностью его музыки является экстремальная выразительность, где гармонические средства полностью подчинены передаче эмоционального содержания текста.
В своих мадригалах Джезуальдо довел до логического завершения принципы второй практики, где выразительность текста доминирует над музыкальными правилами. Его поздние мадригалы (третья-шестая книги) демонстрируют беспрецедентную свободу в обращении с гармонией: внезапные модуляции в отдаленные тональности, свободное использование диссонансов без подготовки и разрешения, прерывистая мелодическая линия. Эти особенности особенно ярко проявляются в циклах "Темные тени" и "Я умираю, несчастный".
В духовных сочинениях ("Священные песнопения", "Страсти") Джезуальдо сохраняет свой уникальный гармонический язык, хотя и в более сдержанной форме. Его "Страсти" представляют собой один из самых оригинальных образцов духовной музыки своего времени, где традиционный григорианский хорал сочетается с острыми хроматизмами.
Творчество Джезуальдо оказало значительное влияние на развитие гармонического мышления, предвосхитив многие открытия романтиков и композиторов XX века. Его наследие было заново открыто в XX веке и оказало влияние на таких композиторов, как Игорь Стравинский и Альфред Шнитке.
Издание
Духовная музыка
Список духовных сочинений
Светская музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Карло Джезуальдо, принца Венозы, графа Конзы на сайте библиотеки IMSLP