Джезуальдо, принц Венозы, граф Конзы, Карло
1561 - 1613

Назад

Gesualdo, Prince of Venosa, Count of Conza, Carlo

Портрет композитора Карло Джезуальдо, принц Венозы, граф Конзы

  • Дата рождения: около 1561 года
  • Место рождения: Неаполь (предположительно)
  • Дата смерти: 8 сентября 1613 года
  • Место смерти: Джезуальдо, Авеллино

Биография

Карло Джезуальдо был итальянским аристократом и композитором. Семья Джезуальдо получила инвеституру на княжество Веноза от Филиппа II в 1560 году, когда отец Карло, Фабрицио (умер в 1591 году), женился на Джероламе Борромео, племяннице папы Пия IV и сестре кардинала Карло Борромео. Примерно в то же время (1561 год) дядя Карло, Альфонсо (архиепископ Неаполя в 1596–1603 годах), был избран кардиналом. В Неаполе в 1586 году, после смерти старшего сына Фабрицио и Джероламы, Карло Джезуальдо, наследник титула, женился на своей кузине Марии д’Авалос, дочери маркиза Пескары. Возмущение и слухи, вызванные убийством 16 октября 1590 года Марии, застигнутой мужем «на месте преступления совершения тяжкого греха», и Фабрицио Карафа, герцога Андрии, известного в течение двух лет как её любовника, достигли уровня, соразмерного с благородным рангом, достигнутым семьей Джезуальдо в Неаполе. Это двойное аристократическое убийство получило должную огласку в широко распространявшейся хронике "Корона Манускрипт" (см. А. Борцелли: "Трагические и любовные происшествия", Неаполь, 1908), а также в сборнике стихов, посвященных трагическим влюбленным, сочиненных Торквато Тассо и самыми известными неаполитанскими поэтами, включая Дж.Б. Марино, Пиньятелли, Дж.К. Капаччо и Кортезе. Это событие, романтизированное писателями от Брантома до Анатоля Франса, до сих пор приводит к появлению описаний Джезуальдо под такими названиями, как "Карло Джезуальдо, князь Венозы: Музыкант и убийца" (К. Грей и П. Хезелтин) или "Убийство в пять голосов" (А. Консильо, Неаполь, 1967); они показывают, насколько эффективным был его акт возмездия в распространении его славы. Тем не менее, Джезуальдо благоразумно удалился в своё поместье в Джезуальдо, которое стало его постоянной резиденцией. Из-за скандальной известности, порожденной этим инцидентом, его страстная преданность музыке, которая до того времени культивировалась в полусекретности (его первая книга мадригалов была первоначально опубликована под именей Джузеппе Пилони), также стала широко известна.

Музыка стала главным интересом визита Джезуальдо в Феррару в 1594 году, как можно видеть из писем графа Альфонсо Фонтанелли, который был назначен герцогом Альфонсо II конюшим принца. Брак Джезуальдо с Леонорой д’Эсте, племянницей герцога, заключенный в 1593 году, предоставил Джезуальдо не только реабилитационную ценность блистательного брака за пределами Неаполитанского королевства, но и привлекательность блестящего музыкального центра. В соответствии с феррарским обычаем, музыка играла большую роль в брачных торжествах 21 февраля 1594 года. Боттригари описал празднества в "Ла маскара", органист Эрколе Паскини сочинил по этому случаю "пасторальную сказку" "Верные влюблённые" (Верона, 1593), Винченцо Рондинелли посвятил свой трактат по акустике "О звуках и голосах" принцу, а местные поэты писали специальные стихи. Прежде всего, Джезуальдо был в основном занят музицированием на протяжении всего времени, проведенного в Ферраре, до начала 1596 года, прерываясь как минимум двумя визитами в Джезуальдо: с 15 мая по 29 декабря 1594 года и с конца лета по 4 декабря 1595 года.

Кавальери, с которым Джезуальдо встретился в Риме по пути в Феррару 19 декабря 1593 года, иронично прокомментировал в письме безумную страсть принца к музыке, а Фонтанелли, после своей первой встречи с Джезуальдо 18 февраля 1594 года, сообщил, что принц демонстрировал партитуры своих первых двух книг мадригалов, что он хвалил Лудзаски, что он брал с собой в поездки таких музыкантов, как Сципионе Стелла и (кажется) Франческо Рази, и что он играл на гитаре и лютне. Алессандро Пиччинини позже рассказывал, что в том же году (1594) он подарил две свои теорбы Джезуальдо, который впоследствии преподнес одну из них "Кавалеру Лютнисту". В Ферраре Джезуальдо слушал знаменитых монахинь из Сан-Вито. В Венеции, согласно письмам Фонтанелли от 21 и 23 мая 1594 года, он предпочел остаться инкогнито, чтобы избежать официальных церемоний, но продолжал обсуждать музыку, хваля музыкантов Феррары и пренебрежительно отзываясь о музыкантах Венеции, включая Джованни Габриели. Он также сочинял мадригалы и, предположительно, договорился о правах на печать своих мадригалов с Гардане. В Падуе он навестил Костанцо Порта. В Джезуальдо, между июнем и октябрем 1594 года, он написал некоторую музыку для исполнения феррарским "Концертом жен", а в рождественский период был гостем Якопо Корси во Флоренции. К концу 1594 года он вернулся в Феррару с лютнистом Фабрицио Филомарино и певцом и виолистом Этторе Джезуальдо.

Присутствие Джезуальдо в Ферраре и его одержимая меломанния, поддерживаемая с "наинеаполитаннейшей аффектацией" (Фонтанелли), по-видимому, побудили герцогского печатника Бальдини снова начать публиковать самых важных местных мадригалистов, самое раннее целенаправленное проявление "второй практики". После публикации в период с мая по июнь 1594 года его первых двух книг, подписанных Стеллой, сам Джезуальдо, отбросив "тот первый стиль", сочинил и опубликовал свои третью и четвертую книги в марте 1595 и 1596 годов соответственно. Этторе Джезуальдо, который их подписал, восхищался их "изобретательностью, искусностью, подражанием и соблюдением слов", в противоположность "легкости" первых двух книг. В тот же период Фонтанелли опубликовал свой собственный "Первый сборник", а Лудзаски - еще три книги мадригалов, из которых четвертая, датированная 10 сентября 1594 года, посвящена Джезуальдо. Эти публикации 1594-1596 годов упрочили профессиональную репутацию Джезуальдо, которого ранее считали лишь искусным любителем. До 1594 года имеется лишь неконкретное упоминание о художественных достоинствах Джезуальдо в песне XX "Завоеванного Иерусалима" Тассо, но в феврале 1595 года Раваль, профессиональный музыкант, описал Джезуальдо как композитора мадригалов в своем сборнике "Мадригалы на 3, 5, 8 голосов" (Рим, 1595). В течение своих месяцев в Ферраре Джезуальдо воспользовался уникальной возможностью, предоставленной ему музыкальным учреждением герцога, где он мог встречаться с Лудзаски и виртуозными придворными музыкантами на профессиональной основе, не отступая от аристократической сдержанности, которая была чертой авангардных музыкальных кругов Феррары, где сдержанность, компетентность и эзотеризм были общими для композиторов, исполнителей и слушателей одинаково.

Попытка Джезуальдо, примерно с 1595 года, создать группу придворных музыкантов в замке Джезуальдо, вне влияния неаполитанских академий, вероятно, была вдохновлена феррарским примером. Микели сообщил в предисловии к своему сборнику "Музыка изящная и искусная" (Венеция, 1615), что он работал на Джезуальдо до 1599 года вместе со Стеллой, Дж.Б. ди Паола, Ненной и Эффремом, причем только о последнем известно, что он служил Джезуальдо до 1613 года. С того времени Джезуальдо проводил почти все свое время в своем поместье; его визиты в Неаполь стали редкими, и музицирование, по-видимому, составляло его убежище от мира. В 1603 году Дж.П. Капуччо, один из его придворных, опубликовал две книги "Священных песнопений" Джезуальдо у Константино Витале в Неаполе, но в 1611 году для своих последних работ (пятая и шестая книги мадригалов, все еще подписанные Капуччо, и "Страсти") Джезуальдо обзавелся собственным дворцовым печатником, Дж.Дж. Карлино из Неаполя, возможно, в подражание придворному печатнику в Ферраре.

Меланхолия принца, известная еще до 1594 года, стала глубже. Секретный и поэтому надежный политический документ рисует красноречивый портрет Джезуальдо в 1600 году: "он имеет доход более чем 40 000 дукатов в зерне. Его предки были очень французскими [то есть анти-испанскими] по взглядам, но он противник нововведений, занимается зарабатыванием денег и не находит удовольствия ни в чем, кроме музыки. Он содержит отряд вооруженных людей". Также имеются сообщения о плохом обращении с его женой и о бракоразводном процессе, начатом семьей Эсте. Леонора часто жаловалась на скуку, которую она терпела в поместье, куда на самом деле она прибыла только в конце 1597 года, после неизбежной передачи герцогства Феррара папскому государству; даже тогда она проводила долгие периоды в Модене со своим братом герцогом Чезаре, тем самым провоцируя срочные сообщения от Джезуальдо, который не одобрял ее отсутствия. Письмо, написанное в сентябре 1609 года, подтверждает, что, в отличие от общего состояния неаполитанской знати, финансовое положение принца было хорошим, и что он был готов купить владение Кастелламмаре-ди-Стабия у семьи Фарнезе, чтобы Леонора, которой не нравился климат в Джезуальдо, могла наслаждаться более целебным воздухом. Письмо также иллюстрирует социальную нетерпимость принца; он предложил, чтобы Леонора провела зиму в одной из его вилл на окраине Неаполя, где он не сможкл бы присоединиться к ней, потому что его собственное плохое здоровье не позволило бы ему посещать вице-королевский двор. Психопатическое ухудшение состояния принца в течение его последних лет хорошо задокументировано; и болезненное, фанатичное почитание Джезуальдо его дяди, Карло Борромео, канонизированного в 1610 году, как видно из его упорной переписки с кардиналом Федерико Борромео с целью получения реликвий и портрета, завершает клиническую картину меланхолии принца. После смерти в октябре 1600 года Альфонсино, его сына от Леоноры, он заказал знаменитый алтарный образ в церкви капуцинов в Джезуальдо; под композицией "Святая беседа" изображены Карло Борромео, Леонора, сам Джезуальдо и очищенная душа их умершего сына. Озабоченность Джезуальдо угасанием его рода оказалась оправданной: его смерть наступила через три недели после смерти его единственного оставшегося в живых ребенка, Мануэля, его сына от первого брака, которому было поручено полное управление семейными поместьями.

Полный уход Джезуальдо из городской жизни был частью общего возврата к феодализму в Неаполитанском королевстве в период серьезных экономических, социальных и политических кризисов, которые привели к прямому контролю знати над своими собственными землями. Тем не менее, его отказ даже от осуществления этой власти, несмотря на его относительно процветающее финансовое положение, и его убежище в музыке подразумевают мучительное осознание потери реальной власти, исключения из мира и отсутствия какого-либо будущего.

Творчество

Карло Джезуальдо занимает уникальное место в истории музыки как один из самых радикальных новаторов позднего Ренессанса. Его композиторский стиль характеризуется смелым хроматизмом, неожиданными гармоническими сдвигами и резкими диссонансами, которые оставались непревзойденными вплоть до XX века. Особенностью его музыки является экстремальная выразительность, где гармонические средства полностью подчинены передаче эмоционального содержания текста.

В своих мадригалах Джезуальдо довел до логического завершения принципы второй практики, где выразительность текста доминирует над музыкальными правилами. Его поздние мадригалы (третья-шестая книги) демонстрируют беспрецедентную свободу в обращении с гармонией: внезапные модуляции в отдаленные тональности, свободное использование диссонансов без подготовки и разрешения, прерывистая мелодическая линия. Эти особенности особенно ярко проявляются в циклах "Темные тени" и "Я умираю, несчастный".

В духовных сочинениях ("Священные песнопения", "Страсти") Джезуальдо сохраняет свой уникальный гармонический язык, хотя и в более сдержанной форме. Его "Страсти" представляют собой один из самых оригинальных образцов духовной музыки своего времени, где традиционный григорианский хорал сочетается с острыми хроматизмами.

Творчество Джезуальдо оказало значительное влияние на развитие гармонического мышления, предвосхитив многие открытия романтиков и композиторов XX века. Его наследие было заново открыто в XX веке и оказало влияние на таких композиторов, как Игорь Стравинский и Альфред Шнитке.

Произведения

Издание

  • "Карло Джезуальдо: Полное собрание сочинений", ред. В. Вайсманн и Г.Э. Уоткинс (Гамбург, 1957–67) ("W")

Духовная музыка

  • "Первый сборник священных песнопений", для 5 голосов (Неаполь, 1603) ("Sacrarum cantionum liber primus, 5vv")
  • "Первый сборник священных песнопений", для 6, 7 голосов (Неаполь, 1603), неполный ("Sacrarum cantionum liber primus, 6, 7vv")
  • "Страсти и другие сочинения, относящиеся к богослужению Страстной недели", для 6 голосов (Джезуальдо, 1611) ("Responsoria et alia ad Officium Hebdomadae Sanctae spectantia, 6vv")
  • Отдельные произведения в сборнике "Псалмы на комплеторий различных неаполитанских музыкантов", для 4 голосов, ред. М. Маньетта (Неаполь, 1620) ("Salmi delle compiete de diversi musici napolitani, 4vv")

Список духовных сочинений

  • "Тебя поклоняемся, Христос", для 6 голосов ("Adoramus te, Christe")
  • "К Тебе возвожу", для 6 голосов ("Ad te levavi")
  • "Я был оценен" (Святая Суббота), для 6 голосов ("Aestimatus sum")
  • "Друг мой" (Великий Четверг), для 6 голосов ("Amicus meus")
  • "Душа моя возлюбленная" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Animam meam dilectam")
  • "Пламенеет сердце мое", для 6 голосов ("Ardens est cor meum")
  • "Вознесена Мария", для 6 голосов ("Assumpta est Maria")
  • "Предстали цари земные" (Святая Суббота), для 6 голосов ("Astiterunt reges terrae")
  • "Радуйся, сладчайшая Мария", для 5 голосов ("Ave, dulcissima Maria")
  • "Радуйся, Царица небесная", для 5 голосов ("Ave, regina coelorum")
  • "Радуйся, пресвятая Мария", для 6 голосов ("Ave, sanctissima Maria")
  • "Благословен Господь Бог Израилев", для 6 голосов ("Benedictus Dominus Deus Israel")
  • "Помрачились очи мои" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Caligaverunt oculi mei")
  • "Даруй мир, Господи", для 6 голосов ("Da pacem, Domine")
  • "Боже, прибежище", для 5 голосов ("Deus refugium")
  • "Удостой меня восхвалять Тебя", для 5 голосов ("Dignare me, laudare te")
  • "Отступите от меня все", для 6 голосов ("Discedite a me omnes")
  • "Господи, не презирай", для 5 голосов ("Domine, ne despicias")
  • "Вот как умирает праведник" (Святая Суббота), для 6 голосов ("Ecce quomodo moritur justus")
  • "Вот мы увидели Его" (Великий Четверг), для 6 голосов ("Ecce vidimus eum")
  • "Я был как агнец невинный" (Великий Четверг), для 6 голосов ("Eram quasi agnus innocens")
  • "Услышь, Боже, молитву мою", для 5 голосов ("Exaudi, Deus, deprecationem meam")
  • "Франциск смиренный и бедный", для 6 голосов ("Franciscus humilis et pauper")
  • "Возрадуемся все, празднующие праздничный день", для 6 голосов ("Gaudeamus omnes diem festum celebrantes")
  • "Горе мне, Господи", для 5 голосов ("Hei mihi, Domine")
  • "Озари лик Твой", для 5 голосов ("Illumina faciem tuam")
  • "Просвети нас милостями", для 7 голосов ("Illumina nos misericordiarum")
  • "На горе Елеонской" (Великий Четверг), для 6 голосов ("In monte Oliveti")
  • "На Тебя, Господи, уповаю", для 4 голосов ("In te, Domine, speravi")
  • "Иерусалим, восстань" (Святая Суббота), для 6 голосов ("Jerusalem, surge")
  • "Иуда, нечестивый предатель, предал Иисуса" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Jesum tradidit impius")
  • "Иуда, злейший торговец" (Великий Четверг), для 6 голосов ("Judas mercator pessimus")
  • "Я изнемог в стенании моем", для 5 голосов ("Laboravi in gemitu meo")
  • "Мария, мать благодати", для 5 голосов ("Maria, mater gratiae")
  • "Помилуй меня, Боже", для 6 голосов ("Miserere mei, Deus")
  • "Не оставь меня", для 6 голосов ("Ne derelinquas me")
  • "Не воспомяни, Господи", для 5 голосов ("Ne reminiscaris, Domine")
  • "О святейшая душа", для 6 голосов ("O anima sanctissima")
  • "О блаженная мать", для 6 голосов ("O beata mater")
  • "О крест благословенный", для 5 голосов ("O crux benedicta")
  • "Все друзья мои" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Omnes amici miei")
  • "О Восходящий", для 6 голосов ("O Oriens")
  • "О священная трапеза", для 6 голосов ("O sacrum convivium")
  • "О все вы", для 5 голосов ("O vos omnes")
  • "О все вы" (Святая Суббота), для 6 голосов ("O vos omnes")
  • "Меня, ежедневно согрешающего", для 5 голосов ("Peccantem me quotidie")
  • "Плачь, как дева" (Святая Суббота), для 6 голосов ("Plange quasi virgo")
  • "Молитвами и заслугами блаженной Марии", для 5 голосов ("Precibus et meritis beatae Mariae")
  • "Отошел пастырь наш" (Святая Суббота), для 6 голосов ("Recessit pastor noster")
  • "Вспомни милосердия Твои", для 5 голосов ("Reminiscere miserationum tuarum")
  • "Исцели меня, Господи", для 6 голосов ("Sana me, Domine")
  • "Святого Духа, Господи, сердца наши", для 5 голосов ("Sancti Spiritus, Domine, corda nostra")
  • "Старейшины народа" (Великий Четверг), для 6 голосов ("Seniores populi")
  • "Погребен Господь" (Святая Суббота), для 6 голосов ("Sepulto Domino")
  • "Как овца" (Святая Суббота), для 6 голосов ("Sicut ovis")
  • "Как на разбойника" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Tamquam ad latronem")
  • "Сделалась тьма" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Tenebrae factae sunt")
  • "Предали меня" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Tradiderunt me")
  • "Я бы страдал, если бы не знал", для 5 голосов ("Tribularer si nescirem")
  • "Скорбь и печаль я нашел", для 5 голосов ("Tribulationem et dolorem inveni")
  • "Печальна душа Моя" (Великий Четверг), для 6 голосов ("Tristis est anima mea")
  • "Не могли вы один час" (Великий Четверг), для 6 голосов ("Una hora non potuistis")
  • "Один из учеников Моих" (Великий Четверг), для 6 голосов ("Unus ex discipulis meis")
  • "Завеса храма" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Velum templi")
  • "Приди, Создатель Дух", для 6 голосов ("Veni Creator Spiritus")
  • "Приди, невеста Христова", для 6 голосов ("Veni sponsa Christi")
  • "Пришло светило твое", для 5 голосов ("Venit lumen tuum")
  • "Слова мои", для 6 голосов ("Verba mea")
  • "Виноградник Мой избранный" (Великая Пятница), для 6 голосов ("Vinea mea electa")
  • "Дева благословенная", для 6 голосов ("Virgo benedicta")

Светская музыка

  • "Мадригалы, книга первая", для 5 голосов (Феррара, 1594) ("Madrigali libro primo, 5vv")
  • "Мадригалы, книга вторая", для 5 голосов (Феррара, 1594) ("Madrigali libro secondo, 5vv")
  • "Мадригалы, книга третья", для 5 голосов (Феррара, 1595) ("Madrigali libro terzo, 5vv")
  • "Мадригалы, книга четвертая", для 5 голосов (Феррара, 1596) ("Madrigali libro quarto, 5vv")
  • "Мадригалы, книга пятая", для 5 голосов (Джезуальдо, 1611) ("Madrigali libro quinto, 5vv")
  • "Мадригалы, книга шестая", для 5 голосов (Джезуальдо, 1611) ("Madrigali libro sesto, 5vv")
  • "Партитура шести книг мадригалов", для 5 голосов, ред. С. Молинаро (Генуя, 1613) ("Partitura delli sei libri de'madrigali, 5vv")
  • "Мадригалы", для 6 голосов, ред. М. Эффрем (Неаполь, 1626) ("Madrigali, 6vv")

Инструментальная музыка

  • 3 ричеркара, на 4 голоса ("3 ricercari, a 4")
  • "Французская канцона", на 4 голоса, для клавишных ("Canzon francese, a 4, kbd")
  • "Гальярда", на 4 голоса ("Gagliarda, a 4")

Ноты сочинений Карло Джезуальдо, принца Венозы, графа Конзы на сайте библиотеки IMSLP