Джезуальдо, принц Венозы, граф Конзы, Карло
1561 - 1613

Назад

Карло Джезуальдо, принц Венозы, граф Конзы (Carlo Gesualdo, Prince of Venosa, Count of Conza) - Итальянский дворянин и композитор

Родился в 1561 году, Неаполь - умер 8 сентября 1613 года, Джезуальдо, Авеллино.

Семья Джезуальдо получила княжество Веноза от Филиппа II в 1560 году, когда отец Карло Фабрицио (умер в 1591 году) женился на Джироламе Борромео, племяннице папы Пия IV и сестре кардинала Карло Борромео. Примерно в то же время (1561) дядя Карло, Альфонсо (архиепископ Неаполя, 1596-1603), был избран кардиналом. В Неаполе в 1586 году, после смерти старшего сына Фабрицио и Джироламы, Карло Джезуальдо, наследник титула, женился на своей кузине Марии д'Авалос, дочери маркиза Пескарского. Возмущение и слухи, вызванные убийством 16 октября 1590 года Марии, застигнутой своим мужем "на месте преступления", и Фабрицио Карафы, герцога Андрийского, который в течение двух лет был известен как ее любовник, достигли уровня, соизмеримого с благородным положением, достигнутым семьей Джезуальдо в Неаполе. Двойному убийству аристократов была придана соответствующая огласка в широко распространенной рукописной хронике Короны (см. Борзелли: "Трагическая последовательность и любовь", Неаполь, 1908), а также в сборнике стихов, посвященных трагическим влюбленным, написанном Тассо и самыми известными неаполитанскими поэтами, включая Дж.Б . Марино, Пиньятелли, Дж.К. Капаччо и Кортезе (см. А. Квондама в "Истории Неаполя", т.1, Неаполь, 1972, стр.405 и далее). Это событие, романтизированное романистами от Брантома до Анатоля Франса, до сих пор приводит к появлению рассказов о Джезуальдо под такими названиями, как "Карло Джезуальдо, принц Венозы: музыкант и убийца" (К. Грей и П. Хезелтайн) или "Ассасин в чинке голосов" (А. Консильо, Неаполь, 1967).; они показывают, насколько эффективным был его акт возмездия в распространении его славы. Тем не менее, Джезуальдо благоразумно удалился в свое поместье в Джезуальдо, которое стало его постоянной резиденцией. Из-за дурной славы, вызванной этим инцидентом, его страстная преданность музыке, которая до тех пор культивировалась в полусекретности (его первая книга мадригалов была первоначально опубликована под именем Джозеппе Пилониджа), также стала известной. Музыка была главной темой визита Джезуальдо в Феррару в 1594 году, о чем можно судить по письмам графа Альфонсо Фонтанелли (см. Newcomb, 1968 и Pirrotta, 1971), который был назначен герцогом Альфонсо II конюшим принца. Женитьба Джезуальдо на Леоноре д'Эсте, племяннице герцога, заключенная в 1593 году, обеспечила Джезуальдо не только реабилитационную ценность знаменитого брака за пределами Неаполитанского королевства, но и привлекательность блестящего музыкального центра. В соответствии с феррарским обычаем, музыка играла большую роль на свадебных торжествах 21 февраля 1594 года. Боттригари описал празднества в Ла-Маскаре (в I в. до н.э.), органист Эрколе Пасквини сочинил по этому случаю "Фавола боскареччиа", "Я люблю аманти" (Верона, 1593), Винченцо Рондинелли посвятил князю свой трактат об акустике звуков и голоса (в I в. до н.э.), а местные поэты писали особые стихи. Прежде всего, Джезуальдо был в основном занят музицированием на протяжении всего времени, проведенного им в Ферраре, до начала 1596 года, прерванного по меньшей мере двумя визитами к Джезуальдо: с 15 мая по 29 декабря 1594 года и с конца лета по 4 декабря 1595 года. Кавальери, с которым Джезуальдо встретился в Риме по пути в Феррару 19 декабря 1593 года, иронически прокомментировал в письме безумную страсть принца к музыке, а Фонтанелли после своей первой встречи с Джезуальдо 18 февраля 1594 года рассказал, что принц выставлял партитуры своих первых двух книг мадригалов, что он хвалил Луццаски, что он брал с собой в свои путешествия таких музыкантов, как Сципионе Стелла и (кажется) Франческо Раси, и что он играл на гитаре и лютне. Алессандро Пиччинини позже рассказывал об этом (Intavolatura di liuto … libro primo, Болонья, 1623), что в том же году (1594) он подарил двух своих арклютов Джезуальдо, который впоследствии подарил одного из них ‘кавалеру дель Люто’. В Ферраре Джезуальдо слушал знаменитых монахинь Сан-Вито. В Венеции, согласно письмам Фонтанелли от 21 и 23 мая 1594 года, он предпочел остаться инкогнито, чтобы избежать официальных церемоний, но продолжал обсуждать музыку, восхваляя музыкантов Феррары и презирая музыкантов Венеции, включая Джованни Габриэли. Он также сочинял мадригалы и, предположительно, договорился с Гардане о правах на публикацию своих мадригалов. В Падуе он посетил Костанцо Порта. В Джезуальдо, в период с июня по октябрь 1594 года, он написал несколько музыкальных произведений для исполнения Феррарского концерта Донне, а на Рождество был гостем Якопо Корси во Флоренции. К концу 1594 года он вернулся в Феррару вместе с лютнистом Фабрицио Филомарино и певцом и виолончелистом Этторе Джезуальдо. Присутствие Джезуальдо в Ферраре и его навязчивая меломания, подкрепленная "чувством наполетаниссимо" (Фонтанелли), по-видимому, побудили герцогского издателя Бальдини возобновить издание наиболее известных местных мадригалистов, что стало самым ранним осознанным проявлением seconda pratica. После публикации в мае-июне 1594 года его первых двух книг, подписанных Стеллой, сам Джезуальдо, отказавшись от "первого стиля", написал и опубликовал свои третью и четвертую книги в марте 1595 и 1596 годов соответственно. Этторе Джезуальдо, подписавший их, восхищался их "изобретательностью, искусственностью, имитацией и соблюдением слов", в отличие от "легкости" первых двух книг. В тот же период Фонтанелли опубликовал свое собственное "Первоисточник", а Луццаски - еще три книги мадригалов, четвертая из которых, датированная 10 сентября 1594 года, посвящена Джезуальдо. Эти публикации 1594-1596 годов укрепили профессиональную репутацию Джезуальдо, который ранее считался всего лишь опытным любителем. До 1594 года об артистических достоинствах Джезуальдо есть лишь неопределенное упоминание в песне XX "Иерусалимской конкистады" Тассо, но в феврале 1595 года Раваль, профессиональный музыкант, описал Джезуальдо как композитора мадригалов в своих "Мадригалах на 3, 5, 8 голосов" (Рим, 1595). В течение нескольких месяцев, проведенных в Ферраре, Джезуальдо воспользовался уникальной возможностью, предоставленной ему герцогским музыкальным заведением, где он мог познакомиться с Луццаски и придворными музыкантами-виртуозами на профессиональной основе, не выходя за рамки аристократической сдержанности, которая была характерна для авангардных музыкальных кругов Феррары, где сдержанность, компетентность и эзотеризм сочетались друг с другом. ими поделились как композиторы, исполнители, так и слушатели. Попытка Джезуальдо, предпринятая примерно в 1595 году, создать группу придворных музыкантов в замке Джезуальдо, вне влияния неаполитанских академий, вероятно, была вдохновлена примером Феррарезе. В предисловии к своей "Музыке ваги и искусственника" (Венеция, 1615) Микели сообщает, что он работал на Джезуальдо до 1599 года вместе со Стеллой, Дж.Б. ди Паолой, Ненной и Ефремом, о последнем из которых известно, что он служил Джезуальдо до 1613 года. С этого времени Джезуальдо почти все время проводил в своем поместье; его визиты в Неаполь стали нечастыми, и занятия музыкой, по-видимому, стали его убежищем от мира. В 1603 году Дж.П. Капуччо, один из его придворных, заказал у Костантино Витале в Неаполе две книги священных песнопений Джезуальдо, изданные в Неаполе Костантино Витале, но в 1611 году для своих последних работ (пятой и шестой книг мадригалов, все еще подписанных Капуччо, и респонсорий) Джезуальдо приобрел собственную дворцовую типографию, Дж. Дж. Карлино из Неаполя, возможно, в подражание придворному печатнику в Ферраре. Меланхолия принца, о которой было известно еще до 1594 года, становилась все глубже. В секретном и, следовательно, достоверном политическом документе 1600 года содержится красноречивый портрет Джезуальдо: "Его доход от зерна превышает 40 000 дукатов. Его предки были во многом французами [то есть антииспанскими] по взглядам, но он противник инноваций, занимается зарабатыванием денег и не находит удовольствия ни в чем, кроме музыки. Он водит компанию вооруженных людей’. Есть также сообщения о жестоком обращении с его женой и о бракоразводном процессе, начатом семьей Эсте. Леонора часто жаловалась на скуку, от которой страдала в поместье, куда на самом деле она приехала только в конце 1597 года, после неизбежной передачи герцогства Феррарского папству; даже тогда она подолгу жила в Модене со своим братом герцогом Чезаре, что вызывало срочные сообщения от Джезуальдо, который, в свою очередь, был в восторге. не одобрял ее отлучек. Письмо, написанное в сентябре 1609 года, подтверждает, что, вопреки общему положению неаполитанской знати, финансовое положение принца было хорошим и что он был готов приобрести поместье Кастелламмаре-ди-Стабия у семьи Фарнезе, чтобы Леонора, которой не нравился климат Джезуальдо, могла наслаждаться более полезными для здоровья условиями. воздух. Это письмо также иллюстрирует социальную нетерпимость принца; он предложил Леоноре провести зиму на одной из его вилл в окрестностях Неаполя, где он не смог бы присоединиться к ней, поскольку его собственное слабое здоровье не позволяло ему присутствовать при дворе вице-короля. Психопатическое ухудшение состояния принца в последние годы его жизни подробно задокументировано, а болезненное, фанатичное почитание Джезуальдо своего дяди Карло Борромео, канонизированного в 1610 году, о чем свидетельствует его настойчивая переписка с кардиналом Федерико Борромео с целью получения реликвий и портрета (см. иллюстрацию и Пиккарди), дополняет клиническую картину болезни. меланхолия принца. После смерти в октябре 1600 года Альфонсино, его сына от Леоноры, он заказал знаменитый запрестольный образ для церкви капуцинов в Джезуальдо; на нем под сводом сакра беседоне изображены Карло Борромео, Леонора, сам Джезуальдо и очищенная душа их умершего сына. Озабоченность Джезуальдо угасанием своего рода оказалась оправданной: он умер через три недели после смерти своего единственного оставшегося в живых ребенка, Эмануэле, сына от первого брака, которому было доверено все управление семейными поместьями. 

Ноты сочинений Карло Джезуальдо, принца Венозы, графа Конзы на сайте библиотеки IMSLP