Гезиус, Бартоломеус
ок.1555 - 1613

Назад

Бартоломеус Гезиус (Bartholomäus Gesius) - Немецкий композитор

Родился между 1555 и 1562 года, Мюнхеберг, Бранденбургская область - умер в 1613 году, Франкфурте-на-Одере. 

В 1575 году он поступил в университет во Франкфурте-на-Одере, где с некоторыми перерывами учился примерно до 1580 года. Возможно, что в 1580 году он также некоторое время учился в Виттенберге. В 1582 году он некоторое время был кантором в Мюнхеберге, а затем, вероятно, вернулся во Франкфурт. До 1588 года он был домашним учителем фрейхерра Ганса Георга фон Шенайха из Каролата в Мускау и Спроттау (ныне Шпротава, Верхняя Лужица), выдающегося поэта. Гезиус положил на музыку несколько своих стихотворений (ни одно из них не сохранилось). В 1588 году Гезиус снова был в Виттенберге, вероятно, для подготовки к печати своих "Страстей по Иоанну", которые были опубликованы там. В конце 1592 года, когда он был в Мускау, ему предложили должность кантора в Мариенкирхе во Франкфурте; эту должность он занял в следующем году и занимал до конца своей жизни. Предположительно, Гезиус получил музыкальное образование либо у Кристофа Захариаса, органиста Мариенкирхе, либо у кантора Грегора Ланге. Он представляет традицию гуманистической лютеранской теологии, которая процветала в конце 16-го и начале 17-го веков. Его сочинения предназначены исключительно для церкви и школы и включают в себя латинские песни дореформационной эпохи и протестантские гимны. Хоральная псалмодия 1600 года, содержащая 631 мелодию гимна, показывает, в какой степени он воспринял и развил унаследованный латинский и немецкий литургический репертуар. В его аранжировках cantus-firmus присутствует множество различных стилей, начиная от четырехчастного контрапункта "нота к ноте" в манере Лукаса Осиандера и заканчивая полностью проработанными полихоральными текстурами. Работы Гезиуса свидетельствуют о его увлечении техникой кантус-фирмус и интересе к альтернативным методам подбора слов, которые он рекомендовал в своей книге "Немецкие песни" (Geistliche deutsche Lieder) от 1601 года. Он не принимал никакого участия в смене стилей около 1600 года, особенно в переходе к стилю барокко. Гезий играет важную роль в истории протестантских страстей. Своей работой "Страсти по Иоанну" (1588) он внес значительный вклад в небольшую группу "Страстей", привезенных в Германию из Италии Антонио Сканделло, – это нечто среднее между немецкими драматическими страстями и мотетными страстями. В таких произведениях простым текстом поются только слова Евангелиста, тогда как остальная часть диалога состоит из двух-трех частей, слова Иисуса - из четырех, а тюрбы и вступительный и заключительный припевы - из пяти. "Страсти по Матфею" 1613 года, состоящие из трех-шести частей, представляют собой мотет "Страсти по Матфею", но, тем не менее, в них заметно влияние Сканделло. Роль Евангелиста и турбы здесь состоит из шести частей, как и первый и последний припевы; слова Иисуса - из четырех частей, а остальные диалоги - из трех. Также следует отметить декорации Magnificat 1607 года, в которых есть несколько рождественских песен; они раскрывают вклад Гезиуса в особенно популярную рождественскую традицию, простирающуюся от позднего Средневековья до времен И.С. Баха.

Ноты сочинений Бартоломеуса Гезиуса на сайте библиотеки IMSLP