Гезиус, Бартоломеус
1555 - 1613

Назад

Gesius, Bartholomäus

  • Дата рождения: 1555-1562
  • Место рождения: Мюнхеберг
  • Дата смерти: 1613
  • Место смерти: Франкфурт-на-Одере

Биография

Бартоломеус Гезиус был немецким композитором. В 1575 году он поступил в университет во Франкфурте-на-Одере, где, с некоторыми перерывами, учился примерно до 1580 года. Возможно, он также недолго учился в Виттенберге в 1580 году. В 1582 году он в течение короткого времени был кантором в Мюнхеберге, а затем, вероятно, вернулся во Франкфурт. До 1588 года он был домашним учителем у барона Ганса Георга фон Шёнайха из Каролата в Мускау и Шпроттау (ныне Шпротава, Верхняя Лужица), видного поэта. Гезиус положил некоторые из его стихов на музыку (ни одна из этих обработок не сохранилась). В 1588 году Гезиус снова был в Виттенберге, вероятно, для подготовки к печати своей "Страсти по Иоанну", которые были опубликованы там. В конце 1592 года, находясь в Мускау, он получил предложение занять должность кантора в церкви Святой Марии во Франкфурте; он принял ее в следующем году и занимал до конца своей жизни.

Творчество

Гезиус, предположительно, получил музыкальное образование либо от Кристофа Захариаса, органиста церкви Святой Марии, либо от кантора Грегора Ланге. Он представляет традицию гуманистической лютеранской теологии, процветавшей в конце XVI и начале XVII веков. Его сочинения предназначены исключительно для церкви и школы и включают обработки дореформационных латинских песнопений и протестантских гимнов. "Псалмодия хоралис" 1600 года, содержащая 631 мелодию гимнов, показывает, в какой степени он воспринял и развил унаследованный латинский и немецкий литургический репертуар. В его обработках кантус-фирмуса присутствует большое разнообразие стилей, от четырехголосного контрапункта нота против ноты в манере Лукаса Озиандера до полностью развитых полихоральных фактур. Работы Гезиуса демонстрируют глубокую увлеченность техниками кантус-фирмуса и интерес к альтернативным методам распевания текста, которые он рекомендовал в своих "Духовных немецких песнях" 1601 года. Он не участвовал в смене стилей около 1600 года, в частности, в переходе к стилю барокко.

Гезиус важен своей ролью в истории протестантских страстей. Своими "Страстями по Иоанну" 1588 года он внес значительный вклад в небольшую группу страстей того типа, который был принесен в Германию из Италии Антонио Сканделло — смешанного типа между немецкой драматической страстью и мотетной страстью. В таких произведениях только слова Евангелиста распеваются в григорианском хорале, тогда как остальной диалог изложен на два-три голоса, слова Иисуса — на четыре, а толпы и вступительные и заключительные хоры — на пять голосов. "Страсти по Матфею" 1613 года на три-шесть голосов представляют собой мотетную страсть, но, тем не менее, показывают влияние Сканделло. Партия Евангелиста и толпы здесь изложены на шесть голосов, как и первые и последние хоры; слова Иисуса — на четыре голоса, а слова остального диалога — на три. Также заслуживают внимания обработки "Песни Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") 1607 года, в которые включен ряд рождественских песен; они раскрывают вклад Гезиуса в особо популярную рождественскую традицию, простирающуюся от позднего Средневековья до времен И. С. Баха.

Произведения

Страсти

  • "История страданий и смерти Иисуса Христа, как описал нам Евангелист Иоанн" ("Historia vom Leiden und Sterben … Jesu Christi, wie sie uns der Evangelista Johannes … beschrieben") (1588)
  • "Страсти по Матфею" ("St Matthew Passion") (1613)

Духовные песни и гимны

  • "Гимны на основные годовые праздники" ("Hymni, de praecipuis festis anniversariis") (1595)
  • "Новые мелодии" ("Novae melodiae harmonicis") (1596)
  • "Школьные гимны" ("Hymni scholastici") (1597)
  • "Песнь хвалы Марии" ("Der Lobgesang Mariae") (1598)
  • "Псалмодия хоралис" ("Psalmodia choralis") (1600)
  • "Духовные немецкие песни" ("Geistliche deutsche Lieder") (1601)
  • "Руководство некоторых немецких и латинских песнопений" ("Enchiridium etlicher deutschen und lateinischen Gesengen") (1603)
  • "Христианская домашняя и застольная музыка" ("Christliche Hauss und Tisch Musica") (1605)
  • "Священные песнопения" ("Concentus ecclesiasticus") (1607, утеряно)
  • "Священные хоральные песнопения" ("Cantiones sacrae chorales") (1610)

Мессы и мотеты

  • "Мессы в подражание песням Орландо и других" ("Missae ad imitationem cantionum Orlandi, et aliorum") (1611)
  • "Избраннейшие латинские и немецкие мотеты" ("Motetae selectissimae latinae germanicae") (1615, утеряно)

Песнь Богородицы

  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Canticum BMV sive Magnificat") (1607, утеряно)

Теоретические труды

  • "Обзор практической музыки" ("Synopsis musicae practicae") (1606)

Ноты сочинений Бартоломеуса Гезиуса на сайте библиотеки IMSLP