Гезиус, Бартоломеус
1555 - 1613
Назад
Gesius, Bartholomäus
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бартоломеус Гезиус был немецким композитором. В 1575 году он поступил в университет во Франкфурте-на-Одере, где, с некоторыми перерывами, учился примерно до 1580 года. Возможно, он также недолго учился в Виттенберге в 1580 году. В 1582 году он в течение короткого времени был кантором в Мюнхеберге, а затем, вероятно, вернулся во Франкфурт. До 1588 года он был домашним учителем у барона Ганса Георга фон Шёнайха из Каролата в Мускау и Шпроттау (ныне Шпротава, Верхняя Лужица), видного поэта. Гезиус положил некоторые из его стихов на музыку (ни одна из этих обработок не сохранилась). В 1588 году Гезиус снова был в Виттенберге, вероятно, для подготовки к печати своей "Страсти по Иоанну", которые были опубликованы там. В конце 1592 года, находясь в Мускау, он получил предложение занять должность кантора в церкви Святой Марии во Франкфурте; он принял ее в следующем году и занимал до конца своей жизни.
Гезиус, предположительно, получил музыкальное образование либо от Кристофа Захариаса, органиста церкви Святой Марии, либо от кантора Грегора Ланге. Он представляет традицию гуманистической лютеранской теологии, процветавшей в конце XVI и начале XVII веков. Его сочинения предназначены исключительно для церкви и школы и включают обработки дореформационных латинских песнопений и протестантских гимнов. "Псалмодия хоралис" 1600 года, содержащая 631 мелодию гимнов, показывает, в какой степени он воспринял и развил унаследованный латинский и немецкий литургический репертуар. В его обработках кантус-фирмуса присутствует большое разнообразие стилей, от четырехголосного контрапункта нота против ноты в манере Лукаса Озиандера до полностью развитых полихоральных фактур. Работы Гезиуса демонстрируют глубокую увлеченность техниками кантус-фирмуса и интерес к альтернативным методам распевания текста, которые он рекомендовал в своих "Духовных немецких песнях" 1601 года. Он не участвовал в смене стилей около 1600 года, в частности, в переходе к стилю барокко.
Гезиус важен своей ролью в истории протестантских страстей. Своими "Страстями по Иоанну" 1588 года он внес значительный вклад в небольшую группу страстей того типа, который был принесен в Германию из Италии Антонио Сканделло — смешанного типа между немецкой драматической страстью и мотетной страстью. В таких произведениях только слова Евангелиста распеваются в григорианском хорале, тогда как остальной диалог изложен на два-три голоса, слова Иисуса — на четыре, а толпы и вступительные и заключительные хоры — на пять голосов. "Страсти по Матфею" 1613 года на три-шесть голосов представляют собой мотетную страсть, но, тем не менее, показывают влияние Сканделло. Партия Евангелиста и толпы здесь изложены на шесть голосов, как и первые и последние хоры; слова Иисуса — на четыре голоса, а слова остального диалога — на три. Также заслуживают внимания обработки "Песни Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") 1607 года, в которые включен ряд рождественских песен; они раскрывают вклад Гезиуса в особо популярную рождественскую традицию, простирающуюся от позднего Средневековья до времен И. С. Баха.
Страсти
Духовные песни и гимны
Мессы и мотеты
Песнь Богородицы
Теоретические труды
Ноты сочинений Бартоломеуса Гезиуса на сайте библиотеки IMSLP