Жерве, Шарль-Юбер
1671 - 1744
Назад
Шарль-Юбер Жерве (Charles-Hubert Gervais) - Французский композитор
Hодился 19 февраля 1671 года, Париж - умер 15 января 1744 года, Париж.
Сын Жанны Мерсье и Юбера Жерве, который был камергером герцога Орлеанского (брата Людовика XIV), он вырос в Пале-Рояле, где, вероятно, учился музыке у музыкантов герцога. Возможно, он также был пажом в хоровой школе своего прихода Святого Евстахия. С 1697 года он был музыкальным ординарцем Филиппа де Бурбона, герцога Шартрского (который стал герцогом Орлеанским в 1701 году и регентом Франции в 1715 году), а в 1700 году сменил сьера де Саблиера на посту камерного мастера. Впоследствии он был назначен интендантом (возможно, в 1701 году), а затем заместителем интенданта (возможно, в 1722 году). В этом качестве он преподавал музыку герцогу Шартрскому, который очень любил итальянскую музыку, и помог ему сочинить две оперы: "Пентея" (1703) и "Сюита Армиды в Иерусалиме" (1704). 18 октября 1701 года Жерве женился на Франсуазе дю Вивье (ум. в 1732 году), которая родила ему троих детей. Он сменил своего отца на посту камергера 24 апреля 1702 года и сохранял эту должность до самой своей смерти (по-видимому, он потерял свой пост сурьинтенданта после смерти регента). Первые публичные успехи Жерве принесли его опера "Гипермнестра" (1716) и балет "Любовь протеже" (1720). В январе 1723 года по просьбе регента Мишель-Ришар де Лаланд официально сложил с себя три из четырех трехмесячных полномочий в качестве су-метрдотеля Королевской часовни. Затем эти три должности были перераспределены на неконкурентной основе между Андре Кампрой, Николя Бернье и Жерве. В 1726 году должность Лаланда освободилась после его смерти, и его обязанности были распределены между оставшимися су-метрами. После смерти Бернье в 1734 году Кампра и Жерве выполняли эту работу самостоятельно до 1738 года, когда им в помощь были назначены Анри Маден и Антуан Бланшар. Несколько мотетов Жерве были с энтузиазмом восприняты на концерте "Спиритуал" в период с 1736 по 1738 год, а пять из них продолжали исполняться в Версале до 1792 года. Стиль Жерве, который иногда можно назвать консервативным, отражает стремление музыкантов Пале-Рояля к новому стилю. "Медуза", его первая музыкальная трагедия, не имела ожидаемого успеха из-за интриг против ее либреттиста Клода Буайе. Музыка, которая во многом обязана примеру Люлли, уже демонстрирует подлинное чувство инструментовки, которому суждено было расцвести в "Гипермнестре", лучшей опере периода регентства. "Гипермнестр" и "Любовь протеже" также содержат отрывки, написанные в концертном стиле, которые предвосхищают творчество Рамо. Шесть кантат, опубликованных в 1712 году, выдержаны в том же итальянском духе. Великие песнопения следуют устоявшимся образцам; ясность их стиля напоминает Лаланда, мелодическая и гармоническая свежесть Кампры и контрапунктическая насыщенность Бернье. Некоторые части также напоминают Кариссими и Корелли. Отрывки колеблются между декламационным французским стилем и итальянским концертным письмом; припевы обычно начинаются с подражания, но часто продолжаются в гомофоническом стиле, за исключением некоторых фуг, как в одной из постановок Lauda Jerusalem; оркестровая композиция часто состоит из пяти частей. Хотя Жерве не всегда удается избежать высокопарности (особенно в том, что он использует множество диссонансов), его мотеты являются одними из лучших, написанных для капеллы.
Ноты сочинений Шарля-Юбера Жерве на сайте библиотеки IMSLP