Жерве, Шарль-Юбер
1671 - 1744

Назад

Gervais, Charles-Hubert

Портрет композитора Шарль-Юбер Жерве

  • Дата рождения: 19 февраля 1671 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 15 января 1744 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Шарль-Юбер Жерве был французским композитором. Сын Жанны Мерсье и Юбера Жерве, который был камердинером герцога Орлеанского (брата Людовика XIV), он вырос в Пале-Рояле, где, вероятно, изучал музыку у музыкантов герцога. Он также мог быть певчим в хоровой школе своего прихода Святого Евстахия. С 1697 года он был придворным музыкантом Филиппа де Бурбона, герцога Шартрского (который стал герцогом Орлеанским в 1701 году и регентом Франции в 1715 году), и сменил господина де Сабьера на поставе руководителя музыки камеры в 1700 году. Впоследствии он был назначен интендантом (возможно, в 1701 году), а затем суперинтендантом (возможно, в 1722 году). В этом качестве он преподавал музыку герцогу Шартрскому, который очень любил итальянскую музыку, и помог ему сочинить две оперы, "Пенфей" (около 1703 года) и "Продолжение Армиды, или Освобожденный Иерусалим" (около 1704 года). 18 октября 1701 года Жерве женился на Франсуазе дю Вивье (умерла в 1732 году), которая родила ему троих детей. Он сменил своего отца на посту камердинера 24 апреля 1702 года и сохранял эту должность до своей смерти (по-видимому, он потерял пост суперинтенданта после смерти регента). Первые публичные успехи Жерве связаны с его оперой "Гипермнестра" (1716) и его балетом "Любовь Протея" (1720). В январе 1723 года, по просьбе регента, Мишель-Ришар де Лаланд официально уступил три из своих четырех трехмесячных сроков обязанностей помощника руководителя Королевской капеллы. Затем эти три должности были распределены, на неконкурсной основе, Андре Кампра, Николя Бернье и Жерве. В 1726 году должность Лаланда стала вакантной после его смерти, и его обязанности были распределены между оставшимися помощниками руководителя. Когда Бернье умер в 1734 году, Кампра и Жерве выполняли эту работу вдвоем до 1738 года, когда им в помощь были назначены Анри Маден и Антуан Бланшар. Несколько мотетов Жерве были с энтузиазмом встречены на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) между 1736 и 1738 годами, и пять из них продолжали петь в Версале до 1792 года.

Творчество

Стиль Жерве, иногда консервативный, отражает стремление музыкантов Пале-Рояля к "соединённым вкусам" (фр. goûts réunis). Его первая лирическая трагедия "Медуза" не достигла ожидаемого успеха из-за кабалы против её либреттиста Клода Бойе. Музыка, многим обязанная примеру Люлли, уже показывает настоящее чувство инструментовки, которому предстояло расцвести в "Гипермнестре", лучшей опере периода Регентства. "Гипермнестра" и "Любовь Протея" также содержат пассажи, написанные в концертном стиле, которые предвосхищают Рамо. Шесть кантат, опубликованных в 1712 году, выдержаны в том же итальянизирующем духе. Большие мотеты следуют устоявшимся моделям; ясность их стиля напоминает Лаланда, их мелодическая и гармоническая свежесть - Кампра, а контрапунктическая насыщенность - Бернье. Некоторые части также вызывают в памяти Кариссими и Корелли. Речитативы колеблются между декламационным французским стилем и итальянским концертным письмом; хоры обычно начинаются с имитации, но часто продолжаются в гомофонном стиле, за исключением некоторых фуг, как в одной из редакций "Хвали, Иерусалим"; оркестровая фактура часто пятиголосна. Хотя Жерве не всегда удается избежать высокопарности (в частности, в использовании многих диссонансов), его мотеты относятся к числу лучших, написанных для Капеллы.

Произведения

Оперы (лирические трагедии)

  • "Медуза" ("Méduse") (1697)
  • "Пенфей" ("Penthée") (около 1703), совместно с Филиппом де Бурбоном
  • "Продолжение Армиды, или Освобожденный Иерусалим" ("Suite d'Armide, ou Jerusalem délivrée") (около 1704), совместно с Филиппом де Бурбоном
  • "Гипермнестра" ("Hypermnestre") (1716)

Балеты и опера-балет

  • "Любовь Протея" ("Les amours de Protée") (1720)

Кантаты

  • "Тирсис" ("Tircis") (1712)
  • "Аретуза" ("Aréthuse") (1712)
  • "Селимена" ("Célimène") (1712)
  • "Отмщенная любовь" ("L'Amour vengé") (1712)
  • "Триумф Бахуса" ("Le triomphe de Bacchus") (1712)
  • "Телемак" ("Télémaque") (1712)
  • "Помона" ("Pomone") (1720)

Духовная музыка

  • Сорок два больших мотета ("42 grands motets")
  • Семь малых мотетов ("7 petits motets")
  • "Восхвалите Господа за чудеса Его" ("Cantate Domino qui mirabilia"), утрачен

Прочие сочинения

  • Сюита из пятнадцати рождественских песен ("Suite de [15] noëls") (1733)
  • Арии в различных сборниках
  • Два дивертисмента (1698, 1722), утрачены

Ноты сочинений Шарля-Юбера Жерве на сайте библиотеки IMSLP