Жерве, Шарль-Юбер
1671 - 1744
Назад
Gervais, Charles-Hubert
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Шарль-Юбер Жерве был французским композитором. Сын Жанны Мерсье и Юбера Жерве, который был камердинером герцога Орлеанского (брата Людовика XIV), он вырос в Пале-Рояле, где, вероятно, изучал музыку у музыкантов герцога. Он также мог быть певчим в хоровой школе своего прихода Святого Евстахия. С 1697 года он был придворным музыкантом Филиппа де Бурбона, герцога Шартрского (который стал герцогом Орлеанским в 1701 году и регентом Франции в 1715 году), и сменил господина де Сабьера на поставе руководителя музыки камеры в 1700 году. Впоследствии он был назначен интендантом (возможно, в 1701 году), а затем суперинтендантом (возможно, в 1722 году). В этом качестве он преподавал музыку герцогу Шартрскому, который очень любил итальянскую музыку, и помог ему сочинить две оперы, "Пенфей" (около 1703 года) и "Продолжение Армиды, или Освобожденный Иерусалим" (около 1704 года). 18 октября 1701 года Жерве женился на Франсуазе дю Вивье (умерла в 1732 году), которая родила ему троих детей. Он сменил своего отца на посту камердинера 24 апреля 1702 года и сохранял эту должность до своей смерти (по-видимому, он потерял пост суперинтенданта после смерти регента). Первые публичные успехи Жерве связаны с его оперой "Гипермнестра" (1716) и его балетом "Любовь Протея" (1720). В январе 1723 года, по просьбе регента, Мишель-Ришар де Лаланд официально уступил три из своих четырех трехмесячных сроков обязанностей помощника руководителя Королевской капеллы. Затем эти три должности были распределены, на неконкурсной основе, Андре Кампра, Николя Бернье и Жерве. В 1726 году должность Лаланда стала вакантной после его смерти, и его обязанности были распределены между оставшимися помощниками руководителя. Когда Бернье умер в 1734 году, Кампра и Жерве выполняли эту работу вдвоем до 1738 года, когда им в помощь были назначены Анри Маден и Антуан Бланшар. Несколько мотетов Жерве были с энтузиазмом встречены на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) между 1736 и 1738 годами, и пять из них продолжали петь в Версале до 1792 года.
Стиль Жерве, иногда консервативный, отражает стремление музыкантов Пале-Рояля к "соединённым вкусам" (фр. goûts réunis). Его первая лирическая трагедия "Медуза" не достигла ожидаемого успеха из-за кабалы против её либреттиста Клода Бойе. Музыка, многим обязанная примеру Люлли, уже показывает настоящее чувство инструментовки, которому предстояло расцвести в "Гипермнестре", лучшей опере периода Регентства. "Гипермнестра" и "Любовь Протея" также содержат пассажи, написанные в концертном стиле, которые предвосхищают Рамо. Шесть кантат, опубликованных в 1712 году, выдержаны в том же итальянизирующем духе. Большие мотеты следуют устоявшимся моделям; ясность их стиля напоминает Лаланда, их мелодическая и гармоническая свежесть - Кампра, а контрапунктическая насыщенность - Бернье. Некоторые части также вызывают в памяти Кариссими и Корелли. Речитативы колеблются между декламационным французским стилем и итальянским концертным письмом; хоры обычно начинаются с имитации, но часто продолжаются в гомофонном стиле, за исключением некоторых фуг, как в одной из редакций "Хвали, Иерусалим"; оркестровая фактура часто пятиголосна. Хотя Жерве не всегда удается избежать высокопарности (в частности, в использовании многих диссонансов), его мотеты относятся к числу лучших, написанных для Капеллы.
Оперы (лирические трагедии)
Балеты и опера-балет
Кантаты
Духовная музыка
Прочие сочинения
Ноты сочинений Шарля-Юбера Жерве на сайте библиотеки IMSLP