Герстенбюттель, Иоахим
1647 - 1721
Назад
Иоахим Герстенбюттель (Joachim Gerstenbüttel) - Немецкий композитор и инструменталист
Родился 27 июня 1647 года, Висмар - умер 10 апреля 1721 года, Гамбург.
Он посещал школу в Висмаре и изучал теологию в университетах Ростока (1662-1677) и Виттенберга (1667-1672). Он учился музыке еще мальчиком, но более серьезно занялся ею, когда в 1669 году у него случился приступ ипохондрической меланхолии. Поскольку он никогда не отличался крепким здоровьем, он прервал свои занятия теологией, несмотря на свои успехи в них, и в 1672 году поселился в Гамбурге в качестве учителя музыки и домашнего наставника. Он играл на клавишных инструментах и скрипке и стал “хорошим басистом”. В 1674 году он был назначен преемником Кристофа Бернхарда на посту кантора в поздней школе Йоханнеум и музыкального директора главных церквей города, но вступил в должность только 10 февраля 1675 года из-за жалобы на неконституционность. Тем временем Конвикториум, основанный Томасом Селле, был распущен, и Герстенбюттель попытался реорганизовать и укрепить церковную музыку и канторы, но добился лишь ограниченного успеха из-за сильной конкуренции со стороны оперы и оратории. Герстенбюттель в течение многих лет трудился над переводом Священной песни (1588) Франца Элера. Поскольку (в отличие от своего преемника Телемана) он считал, что его работа посвящена исключительно прославлению Бога, он категорически отверг оперу – позиция, согласующаяся с позицией некоторых ортодоксальных богословов и пиетистски настроенных пасторов. Структура кантат Герстенбюттеля также была разработана таким образом, чтобы музыка служила Богу. Он использовал различные типы текстов и музыкальных установок, но не сольные кантаты и не исключительно свободные тексты. Его произведения не отличаются особой выразительностью, но декламация соответствует смыслу текста, который скорее преподносится, чем интерпретируется. Тем не менее, в его композициях есть несколько сложных контрапунктических движений (Wo soll ich fliehen hin) и выразительных конструкций (Ich schreie zu dem Herrn). Исключением из того, что Герстенбюттель обычно предпочитает струнным инструментам, является Lobet den Herrn, ihr seine Engel, для которого он указывает на использование духовых инструментов. По своим техническим требованиям, а также по структуре сочинения Герстенбюттеля значительно отличаются от духовных произведений органистов, оперных композиторов и капельмейстеров, обучавшихся итальянской музыке. Они отражают не только влияние центральногерманских традиций в Северной Германии, но и его собственные попытки написать церковную музыку, которая служила бы на литургии и делала текст легко понятным.
Ноты сочинений Иоахима Герстенбюттеля на сайте библиотеки IMSLP