Герстенбюттель, Иоахим
1647 - 1721
Назад
Gerstenbüttel, Joachim
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоахим Герстенбюттель был немецким композитором и инструменталистом. Он учился в школе в Висмаре, затем изучал теологию в университетах Ростока (1662–1667) и Виттенберга (1667–1672). Музыке он обучался ещё в юности, однако серьёзно занялся ею лишь после приступа меланхолии в 1669 году. Так как здоровье его всегда было слабым, он оставил теологические занятия, несмотря на успехи, и в 1672 году обосновался в Гамбурге как учитель музыки и домашний наставник. Герстенбюттель играл на клавишных инструментах и скрипке, а также стал «хорошим басистом».
В 1674 году он был назначен преемником Христофа Бернхарда на должности кантора в Латинской школе Иоаннеума ("Johanneum Lateinschule") и директора музыки ("director musices") при главных церквях города, однако вступил в должность лишь 10 февраля 1675 года из-за жалобы на нарушение устава. К этому времени основанный Томасом Зелле Конвикториум ("Convictorium") уже был расформирован, и Герстенбюттель пытался реорганизовать и укрепить церковную музыку и певческую капеллу, но с ограниченным успехом, поскольку ему приходилось сталкиваться с сильной конкуренцией со стороны оперы и оратории. В течение многих лет он трудился над переводом сборника "Священные песни" (лат. Cantica sacra, 1588) Франца Элера. Поскольку, в отличие от своего преемника Телемана, Герстенбюттель считал своё служение исключительно посвящённым прославлению Бога, он полностью отвергал оперу — что соответствовало позиции некоторых ортодоксальных теологов и пиетистских пасторов.
Структура кантат Герстенбюттеля также была направлена на то, чтобы поставить музыку на службу Богу. Он использовал различные типы текстов и музыкальных форм, но не писал сольных кантат и не пользовался исключительно свободными текстами. Его произведения не отличаются сильной выразительностью, однако декламация всегда соответствует смыслу текста, который скорее излагается, чем интерпретируется. Тем не менее, в его сочинениях встречаются сложные полифонические движения (например, в "Куда мне бежать") и выразительные построения (в "Я взываю к Господу"). Исключением из его предпочтения струнным инструментам является "Хвалите Господа, все ангелы Его", где он предусмотрел участие духовых инструментов.
По своим техническим особенностям и структуре произведения Герстенбюттеля существенно отличаются от духовной музыки органистов, оперных композиторов и капельмейстеров, обучавшихся в итальянской традиции. Они отражают не только влияние центрально-германских традиций северной Германии, но и собственные усилия автора создать церковную музыку, служащую литургии и обеспечивающую ясное восприятие текста.
Кантаты
Утраченные произведения
Ноты сочинений Иоахима Герстенбюттеля на сайте библиотеки IMSLP