Герберт, Мартин, Фрайхерр фон Хорнау
1720 - 1793

Назад

Мартин, Фрайхерр фон Хорнау Герберт (Martin, Freiherr von Hornau Gerbert) - Немецкий историк музыки, теолог, аббат и композитор

Родился 11 или 12 августа 1720 года, Хорб-на-Неккар - умер 13 мая 1793 года, Санкт-Блазиен. 

Он прошел обучение у иезуитов и поступил в монастырь бенедиктинцев в Сен-Блазиене. После рукоположения в 1744 году он служил преподавателем теологии и философии и библиотекарем капитула. С 1754 по 1764 год он опубликовал серию дидактических теологических трудов и много путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии и Германии. Во время этих поездок он встречался с ведущими учеными и изучал содержимое библиотек в поисках средневековых источников по теологии, литургии и истории музыки. В 1762 году он выпустил проспект по истории духовной музыки, в котором запрашивал у архивистов информацию о содержании и местонахождении средневековых музыкальных рукописей. 15 октября 1764 года он был назначен князем-аббатом Сен-Блазиена, став одновременно духовным лидером и подданным императорского двора в Вене. В июле 1768 года пожар уничтожил его монастырь, церковь и библиотеку, включая большую часть его коллекции рукописей. К счастью, первый том его "О канту и священной музыке" уже был напечатан, а копии материалов для второго тома были отправлены падре Мартини в Болонью, с которым Герберт намеревался сотрудничать. Полное собрание сочинений было окончательно опубликовано в 1774 году, а в 1784 году за ним последовал его трехтомник "Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum", представляющий собой издание текстов более чем 40 средневековых музыкальных трактатов. В последующие годы после пожара с помощью Марии Терезии он восстановил монастырь, основал школы и больницы и защитил свои церковные владения от политической конфискации. Труды Герберта ставят его в один ряд с основоположниками современного исторического музыковедения, наряду с Берни, Хокинсом и Форкелем. Хотя тексты, представленные в его рукописях, по современным стандартам являются ошибочными, они являются одним из важнейших собраний оригинальных документов по средневековой музыке и теории музыки. Только после 1945 года, после тщательного научного изучения, в изданиях Герберта были внесены существенные улучшения. "De cantu et musica sacra" также предвосхищает современную музыкальную науку, рассматривая в хронологическом порядке музыку для мессы, богослужения, псалмы, гимны и национальные традиции в песнопениях. Скрипторум Куссмейкера (1864-76) дополняет эту коллекцию. Среди сочинений Герберта - посвящение, опубликованное в "XXIV посвящении солнцу" Ремигиуса Клесатля (Аугсбург, 1747), и восьмичастная проповедь в "Coena Domini", опубликованная в конце второго тома "De cantu et musica sacra".