Герберт, Мартин, Фрайхерр фон Хорнау
1720 - 1793

Назад

Gerbert, Martin, Freiherr von Hornau

  • Дата рождения: 11 или 12 августа 1720
  • Место рождения: Хорб-ам-Неккар
  • Дата смерти: 13 мая 1793
  • Место смерти: Санкт-Блазиен

Биография

Мартин Герберт был немецким историком музыки, теологом, аббатом и композитором. Он получил образование у иезуитов и вступил в бенедиктинский монастырь в Санкт-Блазиене. После рукоположения в 1744 году он служил преподавателем теологии и философии, а также библиотекарем капитула. С 1754 по 1764 год он опубликовал серию дидактических теологических работ и много путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии и Германии. Во время этих поездок он встречался с ведущими учеными и изучал содержимое библиотек в поисках средневековых источников по теологии, литургике и истории музыки. В 1762 году он выпустил проспект по истории сакральной музыки, запрашивая у архивариусов информацию о содержании и местонахождении средневековых музыкальных рукописей.

15 октября 1764 года он был назначен князем-аббатом Санкт-Блазиена, став как духовным лидером, так и княжеским подданным имперского двора в Вене. В июле 1768 года пожар уничтожил его монастырь, церковь и библиотеку, включая большую часть его рукописной коллекции. К счастью, первый том его труда "О пении и сакральной музыке" уже был напечатан, а копии материалов для второго тома были отправлены падре Мартини в Болонью, с которым Герберт намеревался сотрудничать. Полная работа была наконец опубликована в 1774 году, а за ней последовало в 1784 году его трехтомное издание "Церковные писатели о сакральной музыке", содержащее тексты более 40 средневековых музыкальных трактатов. В годы после пожара, с помощью Марии Терезии, он восстановил монастырь, основал школы и больницы и защищал свои церковные владения от политической конфискации.

Творчество

Труды Герберта ставят его в один ряд с основателями современной исторической музыкологии, такими как Берни, Хокинс и Форкель. Хотя тексты, представленные в его "Писателях", по современным стандартам содержат недостатки, они остаются одним из важнейших собраний первоисточников по средневековой музыке и музыкальной теории. Существенные улучшения редакций Герберта стали возможны лишь благодаря обширным научным исследованиям после 1945 года. Труд "О пении и сакральной музыке" также предвосхищает современные музыковедческие исследования, последовательно рассматривая музыку Мессы, Оффиция, псалмов, гимнов и национальные традиции в хорале. "Писатели" Кусмакера дополняют это собрание.

Произведения

Духовная музыка

  • Офферторий, опубликованный в сборнике Ремигиуса Клезатля "XXIV торжественных оффертория" (1747)
  • "Месса в вечер Господень" для восьми голосов, опубликованная в конце второго тома труда "О пении и сакральной музыке"

Научные труды

  • "Алеманнское путешествие, с добавлением итальянского и галльского: следуют древненемецкие глоссарии из рукописных кодексов с IX по XIII век" ("Iter alemannicum, accedit italicum et gallicum: sequuntur glossaria theotisca ex codicibus manuscriptis a saeculo ix usque xiii") (1765)
  • "О пении и сакральной музыке от первоначальной эпохи церкви до настоящего времени" ("De cantu et musica sacra a prima ecclesiae aetate usque ad praesens tempus") (1774)
  • "Древняя алеманнская литургия, проиллюстрированная предварительными рассуждениями, примечаниями и наблюдениями" ("Vetus liturgia alemannica disquisitionibus praeviis, notis, et observationibus illustrata") (1776)
  • "Памятники древней алеманнской литургии" ("Monumenta veteris liturgiae alemanniae") (1777–1779)
  • "Церковные писатели о сакральной музыке" ("Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum") (1784)