Гербер, Эрнст Людвиг
1746 - 1819
Назад
Эрнст Людвиг Гербер (Ernst Ludwig Gerber) - Немецкий музыковед, органист и композитор
Родился 29 сентября 1746 года, Зондерсхаузен - умер 30 июня 1819 года, Зондерсхаузен.
Он был сыном композитора и ученика И.С. Баха Генриха Николауса Гербера, который также был его первым учителем игры на органе и теории музыки. В 1765 году Гербер начал изучать юриспруденцию в Лейпцигском университете, а затем работал помощником в адвокатской конторе. Он также выступал в качестве виолончелиста на публичных концертах и в театре. Неудовлетворительные профессиональные обстоятельства вынудили его вернуться в Зондерсхаузен, где он занимался юридической практикой и обучал детей принца Шварцбург-Зондерсхаузенского. В 1775 году он сменил своего отца на посту придворного органиста и одновременно исполнял обязанности бухгалтера в управлении поместьем принца, а позже стал секретарем при дворе. Он занимал эти должности до своей смерти. Гербер добился определенных успехов как композитор, но приобрел прочную известность как коллекционер и лексикограф. За свою жизнь он собрал одну из величайших частных музыкальных библиотек XVIII века, в которую включил коллекции своего отца и часть библиотек И.В. Экельта и И.Г. Вальтера. Лейпцигская фирма Breitkopf также подарила ему экземпляры многих своих публикаций. Библиотека и музыкальная коллекция Гербера, объем которой описан в рукописном указателе 1791 года и в печатном каталоге музыкальных произведений, датированном 1804 годом, были проданы им в 1815 году Обществу любителей музыки в Вене при условии, что он сохранит за собой право пользоваться ими при жизни. Однако после его смерти его коллекция, по-видимому, не перешла к новым владельцам в полном объеме, поскольку отдельные ценные экспонаты, такие как "Флорилегиум портенсе" (Нюрнберг, 1713), поступили в библиотеку Института музыковедения Венского университета, а "Учреждение гармонии" Зарлино (Венеция, 1558) - в библиотеку Венского университета. библиотека бенедиктинского монастыря в Геттвейге. Рукописи и печатные ноты, принадлежавшие Герберу, поступили в частную библиотеку Ж.А. Андре. Предметы из расширенной библиотеки Андре были выставлены на аукцион в 1845 году, а антиквар Ганс Шнайдер (Тутцинг) продал их совсем недавно, в 1956 году (каталог № 54). Работа Гербера как музыкального лексикографа основывалась главным образом на его частной коллекции, начиная с набора биографических статей для его собственной коллекции музыкальных портретов. В своем первоначальном виде, известном как "Старый тонкюнстерский словарь" 1790-1792 годов, он представлял собой просто двухтомное дополнение к "Музыкальному словарю" И.Г. Вальтера (Лейпциг, 1732) и включал в себя бесчисленные дополнительные материалы, собранные самим Вальтером. Несколько приложений, содержащих информацию о портретах, медальонах, бюстах и статуях музыкантов, а также изображения знаменитых органов, по-прежнему являются ценными пособиями по музыкальной иконографии. После завершения этой работы И.Ф. Рейхардт (1792) и Э.Ф.Ф. Хладни (1795) внесли существенные дополнения, которые Гербер объединил с материалами, которые он сам уже собрал, чтобы сформировать четырехтомный новый тонкюнстерский словарь 1812-1814 годов. Таким образом, это не является новым изданием старого словаря, а, скорее, дополняет его. Эта работа продолжала вызывать интерес в научном мире: Гербер сам собирал дополнительные материалы, а Карл Майнбергер (1816) и Ф.С. Кандлер (1817-20) были одними из тех, кто опубликовал дополнительные материалы. В 1825 году было объявлено о новом издании, но оно ни к чему не привело. В частности, поскольку она никогда полностью не включалась в более поздние музыкальные справочники, работы Гербера по-прежнему незаменимы, особенно в отношении личностей 18-го века. Опубликованные дополнения к двум словарям вместе со всеми исправлениями, внесенными в собственные экземпляры Гербера, и его многочисленными рукописными дополнениями, поправками и дополнениями - все это было объединено и опубликовано в одном томе Отмаром Вессели в 1969 году. Лексиконы Гербера легли в основу (хотя и не были признаны) "Исторического словаря музыкантов" Хорона и Файоля (Париж, 1810-1911), "Музыкальной биографии, или воспоминаний о жизни и творчестве наиболее выдающихся музыкальных композиторов и писателей" Бингли (Лондон, 1814) и "Словаря музыкантов" Сейнсбери (Лондон, 1824). Его собственная книга "История произведений Гайдна", опубликованная Х.П. Босслером в 1792 году и позже дополненная в "Новом словаре", является важным вкладом в изучение передачи произведений Гайдна. Из сочинений Гербер только три небольших пьесы были опубликованы в современной музыкальной периодике. Остальные, в том числе шесть сонат и небольших произведений для клавишных и около 50 органных хоральных прелюдий и постлюдий, представлены в рукописных собраниях Эйтнера. Среди утраченных произведений Гербера - концертино для духовых инструментов с оркестром и марши для духовых инструментов, все с использованием недавно изобретенного басового рожка.
Ноты сочинений Эрнста Людвига Гербера на сайте библиотеки IMSLP