Жоффруа, Жан-Николя
1633 - 1694
Назад
Geoffroy, Jean-Nicolas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Николя Жоффруа был французским композитором, органистом и писателем. Он является автором самого крупного собрания клавесинной музыки Франции 17 века. Единственная достоверная информация о нем приведена на титульной странице его клавесинной книги и в нескольких архивных документах в Перпиньяне. Жан-Николя был органистом церкви Сен-Никола-дю-Шардонне в Париже, вероятно, до 1690 года. В том году его имя впервые появляется в документах в Перпиньяне, и там он был обвинен соборным органистом Вильнёвом в узурпации его функций и, возможно, жалования. Жоффруа, возможно, был нанят благодаря своим техническим знаниям, поскольку Жан де Жуайёз, строитель нового органа, не смог, несмотря на все усилия, обучить Вильнёва обслуживанию инструмента, особенно язычковых регистров парижского типа. Во всяком случае, 8 апреля 1691 года «Жан-Николя, по прозвищу Жофре» по взаимному согласию занял пост Вильнёва и был официально утвержден органистом собора 15 августа 1692 года. После его смерти Вильнёв вернулся, и орган, без сомнения, пришел в упадок.
Музыкой, однозначно приписываемой Жан-Николя, является рукописная копия "Книги пьес для клавесина всех натуральных и транспонированных тональностей", сделанная после его смерти и когда-то принадлежавшая хоровой школе в Руане, содержащая не менее 213 пьес, "извлеченных из его произведений", из которых 42 существуют во второй, транспонированной версии. Большинство сгруппированы в 16 клавесинных сюит (включая четыре транспозиции), но есть также несколько пьес для виол, диалоги для виол и клавесина и органные пьесы.
Хотя большинство его пьес типичны для того периода и напоминают произведения Лебега не меньше, чем кого-либо еще, их стиль и особенно гармония раскрывают Жоффруа как необычайно изобретательного и даже экспериментального композитора. Однако у него была небольшая способность контролировать свои идеи, и многие из его поразительных диссонансов и хроматических изменений производят произвольный эффект вместо того, чтобы усиливать выразительность музыки. Он любил смешивать мажорные и минорные гаммы и был расточителем в использовании возникающих ложных отношений; голосоведение часто гармонически рассинхронизировано, порождая предвосхищения, задержания и сталкивающиеся секунды; его фактура иногда порождает полные септаккорды и нонаккорды таким образом, что они звучат как самостоятельные аккорды. Когда по случайности или благодаря особой тщательности его эксперименты удаются, эффект получается поразительным, выразительным и устремленным в будущее. Другой том, принадлежавший хоровой школе в Руане, часто ошибочно приписывался Жоффруа, но музыкальной связи между ними нет.
Клавесинная музыка
Камерная музыка
Органная музыка
Ноты сочинений Жана-Николя Жоффруа на сайте библиотеки IMSLP