Жоффруа, Жан-Николя
1633 - 1694

Назад

Жан-Николя Жоффруа (Jean-Nicolas Geoffroy) - Французский композитор, органист и писатель

Родился в 1633 году - умер 11 марта 1694 года, Перпиньян. 

Он был автором крупнейшей коллекции клавесинной музыки Франции XVII века. Единственная достоверная информация о нем содержится на титульном листе его книги о клавесине и в нескольких архивных документах в Перпиньяне. В парижских документах между 1658 и 1713 годами есть несколько упоминаний о "Жоффруа" или "Николя Жоффруа", что позволяет предположить, что там работали по крайней мере два музыканта с таким именем, но невозможно узнать, сколько их было еще и как они были связаны. Жан-Николя был органистом церкви Сен-Николя-дю-Шардоне в Париже, вероятно, до 1690 года. В том же году его имя впервые появилось в документах Перпиньяна, и там органист собора Вильнев обвинил его в том, что он узурпировал свои функции и, возможно, зарплату. Возможно, Жоффруа привлекли из-за его технических знаний, поскольку Жан де Жуайез, строитель нового органа, не смог, несмотря на все его усилия, проинструктировать Вильнева по уходу за органом, особенно за тростниковыми упорами в парижском стиле. Как бы то ни было, 8 апреля 1691 года Жан-Николя, сын Жофре, по обоюдному согласию занял пост Вильнева и 15 августа 1692 года был официально назначен органистом собора. После его смерти Вильнев вернулся, и орган, без сомнения, пришел в упадок. Единственная музыка, которая однозначно приписывается Жан-Николя, - это рукописная копия “Сборника произведений для клавесина к произведениям природы и транспозиции”, созданная после его смерти и когда-то принадлежавшая ему хоровая школа в Руане, состоящая не менее чем из 213 пьес, "взятых из его произведений", из которых 42 существуют во второй, переложенной версии. Большинство из них сгруппированы в 16 сюит для клавесина (включая четыре переложения), но есть также несколько пьес для альтов, диалоги для альтов и клавесина, а также органные пьесы. Хотя большинство его произведений типичны для того периода и больше всего напоминают произведения Лебега, их стиль и особенно гармония раскрывают Жоффруа как необычайно изобретательного и даже экспериментального композитора. Однако у него было мало возможностей контролировать свои мысли, и многие из его поразительных диссонансов и хроматических интонаций производили произвольный эффект, вместо того чтобы усиливать выразительность музыки. Он любил смешивать мажорные и минорные гаммы и был расточителен в отношении возникающих в результате ложных соотношений; написание партий часто гармонически не соответствует фазе, вызывая предвосхищения, задержки и конфликтующие вторые аккорды; его текстуры иногда создают полные 7-й и 9-й аккорды таким образом, что они звучат как самостоятельные аккорды. Когда случайно или благодаря особой тщательности его эксперименты удаются, эффект получается впечатляющим, выразительным и устремленным в будущее. Другой том, принадлежавший хоровой школе в Руане, часто ошибочно приписывают Жоффруа, но музыкальной связи с ним нет.

Ноты сочинений Жана-Николя Жоффруа на сайте библиотеки IMSLP