Дженуино, Франческо
ок.1580 - ок.1633

Назад

Франческо Дженуино (Francesco Genuino) - Итальянский композитор

Родился между 1580 и 1685 годами, Неаполь - умер до 1633 года, Неаполь. 

Будучи членом известной неаполитанской семьи, он, возможно, был идентичен аббату Франческо Дженуино или состоял с ним в родстве, заключенному в тюрьму в 1620 году вместе с другими родственниками Джулио Дженуино, которые возглавили восстание против кардинала Борджиа, вице-короля Неаполя. В книге Джироламо Дженуино "Метаморфозы имен" (Неаполь, 1633), посвященной анаграммам имен, есть одна, посвященная Франческо Дженуино в прошедшем времени, восхваляющая его музыкальные способности. Первая и четвертая из пяти книг пятиголосных мадригалов Дженуино утрачены. Остальные книги показывают, что стиль его мадригалов мало менялся на протяжении его карьеры. Это серьезные произведения, в которых всего несколько аккордовых фраз в трехметровом исполнении и нет быстрой декламации на повторяющихся нотах. Их текстура в большей степени, чем у любых других неаполитанских мадригалов того периода, позволяет избежать легкости канцонетты. Почти две трети фраз являются объектами подражания, чьи ритмически напряженные мотивы часто переплетаются, если не удваиваются в 3-х или 10-х строках. Ни эти мотивы, ни аккордовые фразы не столь мелодически убедительны, как у Фонтанелли, Джезуальдо или Ненны. Вторая книга Дженуино (1605), посвященная, в частности, текстам Гуарини и Тассо, демонстрирует меньшее контрапунктическое мастерство, чем более поздние книги; в ней есть несколько параллельных октав и дублированные контрапунктические линии. "Алтарь года" из этой песни частично создан по образцу того же текста Фонтанелли, написанного в 1595 году. В нем лишь немного хроматизма, который использовал Джезуальдо. В третьей книге (1612) нет ни одной из более ранних контрапунктических грубостей. Это самая подражательная из трех дошедших до нас книг, в ней меньше повторений, чем в других неаполитанских мадригалах того времени. Среди представленных поэтов - Марино и Ринуччини, а также Гуарини. В этой книге больше резкой вязи, чем в предыдущей. Мадригалы в пятой книге на тексты Гуарини, Марино и Муртолы короче, чем в других неаполитанских мадригалах, но сложнее, чем в большинстве других. Непрерывная ритмическая активность, в которой принимают участие все нижние голоса, делает имитацию более сложной. Диссонансы звучат свободно, и в них есть несколько поразительных обманчивых интонаций, оригинальная вязь durezze и новые эффекты вступления.