Дженуино, Франческо
1580 - 1633
Назад
Genuino, Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Дженуино был итальянским композитором. Член видной семьи в Неаполе, он, возможно, был идентичен или состоял в родстве с аббатом Франческо Дженоино, заключенным в тюрьму в 1620 году вместе с другими родственниками Джулио Дженоино, который возглавил восстание против кардинала Борджиа, вице-короля Неаполя. Книга анаграмм Джироламо Дженуино "Метаморфозы имен" (Неаполь, 1633) содержит одну анаграмму для Франческо Дженуино в прошедшем времени, восхваляющую его музыкальные способности.
Первый и четвертый из пяти книг пятиголосных мадригалов Дженуино утрачены. Сохранившиеся книги показывают, что стиль его мадригалов мало менялся на протяжении его карьеры. Это серьезные произведения с небольшим количеством аккордовых фраз в тройном размере и без быстрой декламации на повторяющихся нотах. Их фактура, больше чем у любых других неаполитанских мадригалов того периода, избегает легкости канцонетты. Почти две трети фраз представляют собой точки имитации, чьи ритмически нервные мотивы часто скучены вместе, когда не удваиваются в терциях или децимах. Ни эти мотивы, ни аккордовые фразы не являются столь же мелодически убедительными, как у Фонтанелли, Джезуальдо или Ненны.
Вторая книга Дженуино (1605) на тексты Гуарини, Тассо и других показывает меньшее контрапунктическое мастерство, чем более поздние книги; есть несколько параллельных октав и дублированных контрапунктических линий. "Другой пусть наслаждается твоим пением*" частично смоделирована на обработке Фонтанелли того же текста 1595 года. Имеется лишь небольшое количество хроматизмов типа использованных Джезуальдо.
Третья книга (1612) не имеет прежних контрапунктических грубостей. Это самая имитационная из трех сохранившихся книг и включает меньше повторений, чем другие неаполитанские мадригальные книги того времени. Представленные поэты включают Марино и Ринуччини вместе с Гуарини. В ней больше диссонансов и связок, чем в более ранней книге.
Мадригалы в пятой книге на тексты Гуарини, Марино и Муртолы короче других неаполитанских мадригалов, но сложнее большинства. Непрерывная ритмическая активность, в которой участвуют все нижние голоса, делает точки имитации довольно запутанными. Диссонансы обрабатываются свободно, и есть некоторые поразительные обманчивые каденции, оригинальные диссонансы и связки и новые эффекты вступления.
Мадригалы
----------
* "Другой пусть наслаждается твоим пением" ("Altri goda al tuo canto") - стандартный поэтический текст мадригальной поэзии эпохи Возрождения, типичный для таких авторов, как Гуарини, о недостижимой любви, где поэт отказывается от надежды в пользу счастливого соперника.