Джеминиани, Франческо Ксавьерио
1687 - 1762
Назад
Франческо Ксавьерио Джеминиани (Francesco Xaviero Geminiani) - Итальянский композитор, скрипач и теоретик
Крещён 5 декабря 1687 года, Лукка - умер 17 сентября 1762 года, Дублин.
Современники в Англии считали его равным Генделю и Корелли, но, за исключением concerto grossi, соч.3, нескольких сонат и скрипичного трактата, сегодня мало что известно о его музыкальных и теоретических достижениях. Тем не менее он был одним из величайших скрипачей своего времени, оригинальным, если не плодовитым композитором и важным теоретиком.
1. Лукка, Рим, Неаполь, 1687-1714 годы. Хотя точная дата неизвестна, Джеминиани, вероятно, родился за два дня до своего крещения, 3 декабря 1687 года, в день памяти святого Франциска Ксаверия. Его отец, Джулиано, скрипач из Палатинской капеллы Лукки, возможно, был его первым учителем игры на скрипке. Некоторые современные источники называют в качестве его учителей Корелли, Алессандро Скарлатти и Карло Амброджи Лонати. До сих пор точно не известно, где и когда он получил свое музыкальное образование, но мы можем предположить, что это было, когда его не было в Лукке. Его имя фигурирует в реестре прихода Святой Марии Кортеорландини, к которому принадлежала семья Джеминиани, с 1691 по 1704 год. В декабре 1706 года и во время карнавала следующего года он, несомненно, был в Неаполе: из контракта, срок действия которого истекал 17 марта 1707 года, следует, что он целый сезон играл первую скрипку в Театре Фиорентини. 27 августа 1707 года он занял должность своего отца в Палатинской капелле и оставался там до сентября 1709 года. Таким образом, с апреля 1704 по декабрь 1706 года Джеминиани, скорее всего, был учеником Корелли и Алессандро Скарлатти в Риме, хотя его имя не встречается в архивных документах, касающихся музыкальной деятельности в Риме. Наиболее правдоподобным объяснением этого является то, что он провел в Риме совсем немного времени; возможно, присутствие там значительного числа высоко ценимых скрипачей, таких как Джузеппе Валентини, Маттео Форнари, Доменико Гирладуччи, Джузеппе Меллини и Антонио Монтанари, убедило его попытать счастья в другом месте. Однако то, что он был близок с Корелли, не вызывает сомнений. В предисловии к "Трактату о хорошем вкусе в музыкальном искусстве" (1749) Джеминиани пишет, что он имел удовольствие обсуждать с Корелли его "Фоллию" (соч.5, №12) и услышал от него признание в удовлетворении, которое он получил, сочиняя ее, и в том значении, которое он придавал ей. на нем’. Мы ничего не знаем о Джеминиани в период с конца 1709 года до его отъезда в Лондон, но не исключено, что он снова занялся музыкой, хотя высокие гонорары, которые он получал в Лукке, позволяют предположить, что он уже был полноценным артистом. Неаполь принес ему унижение.; по словам Берни, Джеминиани был понижен с должности первой скрипки до альта из-за своей неспособности вовремя играть, и, возможно, это стало одной из причин, побудивших молодого и многообещающего виртуоза поискать счастья в другом месте. В 1714 году он покинул Италию, чтобы, возможно, никогда больше не вернуться.
2. Первый лондонский период, 1714-32. Англия была особенно удачным выбором. Итальянская музыка была известна во всей Европе, но преданность англичан Корелли не могла не сказаться на скрипаче, прошедшем обучение в его школе. Англия предлагала и другие преимущества. Техника игры на скрипке уступала итальянской, и ученику Корелли не составило труда стать виртуозом. Не было недостатка и в покровителях, чья любовь к Италии, вдохновленная Большим туром, побудила их взять итальянского артиста под свое крыло. Джеминиани посвятил сонату op.1 (1716) барону Иоганну Адольфу Кильмансегге, своему первому лондонскому покровителю. По словам Хокинса, Кильмансегге оказал благосклонность композитору, организовав выступление перед королем, в котором Гендель аккомпанировал Джеминиани на клавесине. Этими сонатами, которые явно принадлежат Корелли, Джеминиани представил себя публике как ученика Корелли. Судя по количеству изданий и переизданий, последовавших за изданием Мирса, в то время они пользовались значительным успехом, хотя Берни утверждал, что лишь немногие музыканты были способны их исполнить. Они, должно быть, были в репертуаре Джеминиани как виртуоза с момента его приезда в Лондон и, возможно, были написаны, когда он еще был в Италии. Его успех был связан также с исполнением нескольких концертов "concerti grossi", которые были опубликованы лишь несколько лет спустя как соч.2 и 3 (1732). Им восхищались главным образом как музыкантом, хотя его публичные выступления были довольно редкими. ‘Джеминиани, - писал Берни, - редко появлялся на публике во время своего долгого пребывания в Англии. Его сочинения, ученые и подарки, которые он получал от великих людей, когда его удавалось уговорить сыграть у них дома, были его главной поддержкой’. В 1725 году Джеминиани стал одним из основателей Общества философии, музыки и архитектуры, масонской ложи, известной как "Голова королевы"; в подтверждение заслуг, достигнутых им за более чем десятилетнее пребывание в Лондоне, он был удостоен должности вечного диктатора. Первым решением ложи было организовать подписку на издание концертных переложений первых шести сонат Корелли соч.5 Джеминиани. Мы не знаем конкретных целей ложи, но, скорее всего, это было музыкальное общество с масонским обрядом, а не корпоративная ассоциация взаимопомощи по типу Конгрегации музыки Святой Чечилии в Риме. Концерты, посвященные "Святому Маэстро Джорджо, Дню Великой Бретани, Франции и Ибернии", на которые подписались ведущие представители английской знати, были опубликованы в 1726 году и пользовались значительным успехом. Музыкально-философское общество было не единственным, к которому принадлежал Джеминиани; его имя фигурирует рядом с именами Джованни Бонончини и Николы Хейма как одного из первых членов Академии вокальной музыки 1 марта 1726 года. На конкурсе на должность органиста церкви Святого Георгия, состоявшемся 19 ноября 1725 года, Джеминиани был выбран в качестве экзаменатора наряду с самыми известными музыкантами Лондона. Таким образом, он считался авторитетом в лондонских музыкальных кругах еще до публикации "больших концертов", разделов 2 и 3. Его репутация основывалась также на его преподавательской деятельности, которая, судя по количеству его учеников, должна была быть одним из его основных занятий. Многие из них достигли известности, в том числе скрипач Мэтью Дюбур, композиторы Эвисон, Фестинг и Кэри, органисты и композиторы Джозеф Келвей и Джон Ворган, певица Сесилия Янг и издатель Роберт Бремнер. В 1728 году Уильям Кейпел, 3-й граф Эссекс, который был покровителем и учеником Джеминиани, предложил ему стать мастером и композитором государственной музыки в Ирландии, но Джеминиани отказался, поскольку это было несовместимо с его католической верой. Предложение поступило в непростой момент его жизни. Время относительной стабильности подходило к концу, период, проведенный исключительно в Лондоне, где композитор пользовался высочайшим уважением. Теперь он вступал в гораздо более трудную фазу, характеризующуюся частыми переездами между Лондоном, Парижем и Дублином, зачастую рискованными коммерческими и редакторскими предприятиями, а также периодом интенсивной музыкальной деятельности на волне своего успеха со вторым и третьим концертами гросси – успеха, которого он никогда бы не добился. вполне подойдет в будущем. В конце 1731 года Джеминиани организовал серию из 20 концертов в Лондоне в зале Хикфорда. Это был концертный сезон в стиле модерн, длившийся пять месяцев и организованный по подписке; вырученные средства помогли ему издать concerti grossi в следующем году. Они, должно быть, исполнялись там регулярно, как и концертные переложения соч.5 Корелли, второй сборник которых вышел в 1729 году. Концерты начались 2 декабря 1731 года и продолжались до конца апреля 1732 года. 22 апреля The Daily Journal анонсировала первое издание op.3 Уолша, а 8 июня The Daily Post сообщила о выходе в свет op.2. Эти два сборника концертов Джеминиани в последние годы его жизни оставались (и по сей день остаются) наиболее часто исполняемыми и высоко ценимыми произведениями Джеминиани. Их публикация завершила его первый лондонский период. С этого момента состояние композитора пошло на постепенный и необратимый спад. Это правда, что его слава оставалась более или менее неизменной в Европе вплоть до его смерти, но это почти полностью зависело от того факта, что его сочинение №3 стало классическим, как сочинение №5 Корелли и сочинение №6 Генделя.
3. Лондон, Париж, Дублин, 1732-1762. 1714 год стал решающим в жизни Джеминиани, поскольку именно тогда он навсегда покинул Италию. 1732 год был еще более важным, поскольку стал одновременно и кульминацией его славы, и началом его трудностей. Ближе к концу этого года он отправился в Париж и оставался там до 20 сентября 1733 года. Это можно сделать на основании писем Уильяма Кейпела, которые позволяют нам проследить за передвижениями композитора из Парижа в Лондон, а затем в Ирландию. В письмах также упоминается имя его ирландского покровителя Чарльза Мура, барона Тулламора. Кроме того, здесь впервые содержатся намеки на его деятельность в качестве арт-дилера, которая должна была стать одним из его основных занятий. В письме от 1 октября 1733 года, отправленном Кейпелу из Парижа Томасом Пелхэмом, мы читаем: "Джеминиани отправился отсюда около десяти дней назад с Л.Д. Тулламором в Англию. Я думаю, что с помощью нескольких фотографий он получил здесь достаточно денег, чтобы покрыть свои расходы’. 6 декабря 1733 года Джеминиани прибыл в Дублин, чтобы присоединиться к свите Мура, и 15 декабря дал там свой первый публичный концерт. Он открыл концертный зал на Дам-стрит в Спринг-Гарденс, позже известный как "Большая комната Джеминиани", который он также использовал для продажи картин. По словам Флуда, Джеминиани дал два концерта весной 1734 года, незадолго до возвращения в Лондон, а в 1737 году он снова поселился в Дублине, где оставался до 1740 года. Прежде всего, именно его издательская деятельность привела его из Дублина в Париж, где его пребывание задокументировано с ноября 1740 года. Первым свидетельством является запрос на разрешение на печать, поданный композитором лично 17 ноября; он был получен 31 декабря. Вскоре после этого последовали французские издания "Большого концерта", соч.3, а в 1743 году - "Пьес из клавесина". Джеминиани провел в Париже около года, этого времени хватило для гравировки и печати его музыки, а также, возможно, для приобретения картин для перепродажи в Англии. Письмо Г.Г. Замбони из Лондона Майклу Мейттеру, датированное 31 октября 1741 года, сообщает нам, что Джеминиани снова был в английской столице. Несомненно, он был там 19 марта 1742 года, чтобы дать концерт "по приказу их королевских высочеств покойных принца и принцессы Уэльских" в театре "Хеймаркет". Вскоре после этого он посвятил принцу Уэльскому переложение для концерт-гроссо своей второй части скрипичных сонат, соч.4, оригинальная версия которой была опубликована в 1739 году. Это были годы интенсивной композиторской и издательской деятельности; в дополнение к переложению соч.4, английскому изданию "Пьес клавесина" и многочисленным переизданиям более ранних произведений, у него в руках были сонаты для виолончели соч.5 и новое собрание концертов гросси, соч.7. 9 февраля 1745 года Джеминиани поставил в Новом театре на Хеймаркет оперу в стиле пастиччо "Констанца дельуза", которая не имела успеха у публики. В перерывах между выступлениями он исполнил свои новые concerti grossi, которые были опубликованы в следующем году под названием op.7. Гравюра с концертов и сонат для виолончели op.5 была выполнена в Нидерландах, куда Джеминиани отправился в 1746 году. Два новых сборника не имели того успеха, на который он рассчитывал, и с 1748 года он посвятил себя главным образом теоретическим трудам. За исключением аранжировок более ранних произведений и краткого отступления, отмеченного зачарованным Форрестом (см. ниже), его работа как композитора к этому времени была фактически завершена. В апреле 1750 года Джеминиани снова был в Лондоне, чтобы поставить "concerto spirituale" в театре Друри-Лейн. По словам Хокинса, прибыль от концерта позволила Джеминиани удовлетворить свою страсть к путешествиям и вернуться в Париж. Первым свидетельством этого является просьба о предоставлении права на печать, поданная 7 октября 1751 года. В том же году он опубликовал за свой счет свой трактат "Искусство игры на скрипке" (соч.9). Третье пребывание в Париже продлилось дольше, чем предыдущие два. Джеминиани снова был в городе 31 марта 1754 года для участия в постановке пантомимы "Волшебный лес" в театре Тюильри, музыку к которой он написал. По возвращении в Лондон он опубликовал концертную версию, которая имела лишь ограниченный успех. Весной 1759 года он вернулся в Ирландию и устроился в Кутхилле в качестве музыкального наставника Чарльза Кута, впоследствии графа Белломонта. 3 марта 1760 года Джеминиани в последний раз появился на публике в Большом музыкальном зале на Фишамбл-стрит. Он умер два года спустя, 17 сентября 1762 года, "в своем доме на Колледж-Грин", как сообщила на следующий день "Дублин Газетт". По словам Флада, он был похоронен 19 сентября “на кладбище Сент-Эндрю, недалеко от Колледж-Грин, церкви ирландского парламента”.
Ноты сочинений Франческо Ксавьерио Джеминиани на сайте библиотеки IMSLP