Гайст, Кристиан
1650 - 1711

Назад

Кристиан Гайст (Christian Geist) - Немецкий композитор и органист

Родился в 1650 году, Гюстров - умер 27 сентября 1711 года, Копенгаген.

Гайст активно работал в Скандинавии. Вероятно, он получил раннее музыкальное образование у своего отца, Йоахима Гайста, кантора кафедральной школы в Гюстрове. В 1665-66 и 1668-69 годах он служил капельмейстером при дворе герцога Густава Адольфа Мекленбург-Гюстровского, что означает, что он вряд ли мог родиться в 1640 году, как предполагалось ранее. С весны 1669 года он сначала временно работал басистом при датском дворе в Копенгагене, а затем, в июне 1670 года, занял постоянную должность музыканта при шведском дворе в Стокгольме под руководством Густава Дюбена. Он оставался там до июня 1679 года, когда был назначен органистом в немецкую церковь в Гетеборге. Недовольный тамошними условиями, он переехал в Копенгаген в ноябре 1684 года. Там он сменил Дж.М. Радека на посту органиста в Хеллигандскирке и в церкви Святой Троицы, закрепив за собой обе должности, женившись 1 мая 1685 года на вдове Радека Магдалене Сибилле. Он занимал первую из этих должностей до самой смерти, но через несколько лет отказался от второй. С 1689 года он также был органистом Хольменской церкви, сменив Иоганна Лоренца. Он умер от чумы вместе со своей третьей женой и детьми. Практически все сохранившиеся работы Гейста с латинскими текстами были написаны в годы его пребывания в Стокгольме. Большинство из них - священные произведения, предназначенные для придворных служб, но есть и более крупные произведения, написанные для королевских церемоний (например, "Quis hostis in coelis" и "Domine in virtute", посвященные восшествию короля на престол в 1672 году). Латиноамериканские произведения Гейста, которые в автографах неизменно обозначаются как motetto, явно связаны с современными итальянскими концертными песнопениями. Большинство из них состоят из отдельных частей, чередующихся по звучанию и фактуре, включая вокальные соло в стиле ариозо или арии. Выразительный гармонический и мелодичный стиль Гейста и простой, плавный контрапункт являются типично итальянскими, в то время как иногда экстравагантные партии скрипки и альта свидетельствуют о его немецком происхождении. Латиноамериканские произведения Гейста тесно связаны с музыкой итальянцев из Дрездена Перанды и Винченцо Альбричи, а также с вокальными произведениями Каспара Ферстера и Букстехуде. Шесть из семи работ с немецкими текстами относятся ко времени пребывания Гейста в Гетеборге. В отличие от латинских произведений, они принадлежат к типично немецким протестантским жанрам: три хоральных исполнения, три сложные духовные арии и один концерт с арией (Die mit Tränen säen).

Ноты сочинений Кристиана Гайста на сайте библиотеки IMSLP