Газзанига, Джузеппе
1743 - 1818

Назад

Джузеппе Газзанига (Giuseppe Gazzaniga) - Итальянский композитор

Hодился 5 октября 1743 года, Верона - умер 1 февраля 1818 года, Крема. 

Отец предназначал его в священники, но он тайно изучал музыку и после смерти отца полностью посвятил себя ей. В 1760 году он отправился в Венецию учиться к Порпоре, который уговорил Гаццанигу поехать с ним в Неаполь. Там Порпора добился бесплатного места для своего юного ученика в консерватории Святого Онофрио в Капуане на шесть лет. В это время Газзанига изучал композицию и контрапункт у своего покровителя. В 1767 году он стал учеником Пиччинни по композиции, у которого проучился три года; годом позже он дебютировал в Неаполе с комедийным интермеццо "Барон ди Троккья". В 1770 году он вернулся в Венецию; там он подружился с Саккини, чьи щедрые советы очень пригодились ему в его сочинениях. В 1770-х годах Газзанига писал оперы для различных итальянских театров. В 1780 году он снова был в Неаполе, где руководил постановкой "Армиды аббандонаты" Джоммелли в театре Сан-Карло, а в следующем году возродил свое собственное "Антигоно". Его опера "Конец света" на либретто Да Понте была поставлена в венском бургтеатре в 1786 году и привлекла заказы Газзаниги из Италии, Германии и Англии; но сам Да Понте в своих мемуарах мало что может сказать в его пользу. Газзанига получил широкую известность благодаря своей одноактной опере "Дон Жуан, о собрании пиетра" на либретто Бертати (1787, Венеция), позже также известной как "Дон Жуан Тенорио". Произведение было исполнено не только в Италии, но и в Париже (1792), Лиссабоне (1792) и Лондоне (1794); Кунце записал не менее 32 редакций либретто вплоть до 1821 года. Хотя текст Бертати сыграл решающую роль в "Дон Жуане" Да Понте для Моцарта, неясно, изучал ли Моцарт партитуру Газзаниги; в его письмах ничего не говорится об опере Газзаниги, и о венском исполнении этого произведения ничего не известно, хотя он, возможно, познакомился с музыкой Газзаниги через своего Оттавио, Антонио Бальони, который был Джованни Газзаниги в Венеции. Через четыре года после венецианской премьеры Газзанига получил назначение на должность маэстро капеллы в кафедральном соборе Крема и впоследствии написал несколько драматических произведений. О последних годах жизни композитора известно немного, хотя в письмах и документах упоминаются обязанности, выходящие за рамки кафедрального собора, и упоминаются экономические трудности. Стефано Павези, который был его учеником с 1802 года, сменил Газзанигу на посту маэстро капеллы после смерти последнего от колик в 1818 году. Гаццанига принадлежит к последнему поколению итальянских композиторов-буффальщиков, чьи самые яркие представители, Паизиелло и Чимароза, связывают его с комической оперой Россини. Его музыка олицетворяет стиль оперы-буффа конца XVIII века. Он менее богат гармонией и фактурой, чем у Паизиелло, но, тем не менее, ближе к сочетанию лаконичности и разумно примененного чувства Паизиелло, чем к экстравагантной комической многословности Чимарозы. Стиль Газзаниги, как правило, лаконичен и относительно тонок по фактуре, подчеркивая поступательное движение музыки, а также декламацию текста. Кажется, он был менее привязан к симметричным группам из двух и четырех тактов, чем некоторые из его современников, и интересные ритмические или мелодические детали часто дополняют довольно простые гармонии и скудные текстуры. Одним из наиболее поразительных аспектов музыки Газзаниги к его опере "Буффе" является ее выразительная ясность; никогда не возникает сомнений в эмоциональном содержании или типе исполнения персонажа. Хотя иногда он был предсказуем, он часто избегал скучности, используя остроумные детали, которые усиливали драматизм ситуации. Газзанига не был хорошо образован, но из письма к Саймону Майру видно, что он проявлял интерес как к старым мастерам, так и к современной музыке, и что у него была обширная библиотека.

Ноты сочинений Джузеппе Газзанига на сайте библиотеки IMSLP