Гавинье, Пьер
1728 - 1800
Назад
Пьер Гавинье (Pierre Gaviniés) - Французский скрипач и композитор
Hодился 11 мая 1728 года, Бордо - умер 8 сентября 1800 года, Париж.
Он был преемником Леклера на посту главы французской скрипичной школы. О том уважении, с которым к нему относились, свидетельствует его упоминание в заметках Файоля о Корелли, Тартини, Гавинье, Пугнани и Виотти (Париж, 1810), а также то, что Виотти назвал его (согласно Пипле) "французским Тартини’. Им восхищались как исполнителем, композитором, педагогом и филантропом. Гавиниес был сыном Франсуа Гавиниеса, скрипичного мастера, и Мари Лапорт. Точных сведений о его раннем обучении немного, хотя его талант, несомненно, был взращен художниками, которые часто посещали скрипичный магазин его отца. К 1734 году, возможно, для продолжения музыкального образования Пьера, его отец перевез семью и бизнес в Париж. В возрасте 11 лет он выступал с частными концертами, а в 13 лет успешно дебютировал в "Concert Spirituel", исполнив дуэт Леклера с аббатом ле сыном, учеником Леклера; нет никаких оснований полагать, что Гавинье также был одним из его учеников. Позже, в 1741 году, он исполнил "Весну" из оперы Вивальди "Времена года" на концерте Spirituel, после чего о его деятельности ничего не было известно в течение нескольких лет; некоторые полагают, что в этот период он работал на герцога Орлеанского. С 1748 года Гавинье часто выступал на концерте Spirituel, играя как в одиночку, так и с другими музыкантами, включая скрипача Гиньона, флейтиста Блаве и певицу Мари Фель. Его местонахождение с 1753 по 1759 год остается загадкой, за исключением того факта, что один год он провел, отбывая тюремное заключение за незаконную связь с молодой графиней. В тюрьме он сочинил свой знаменитый "Романс" – произведение, которое при его жизни появилось во множестве версий. В 1759 году он вернулся к концерту "Спиритуал", а 6 ноября 1760 года его "Прелюдия", интермедия в трех действиях, была представлена Итальянской комедией. Начало 1760-х годов, пожалуй, стало вершиной карьеры Гавиньеса. Он опубликовал три собрания сонат для скрипки и бассо континуо, одно собрание для двух скрипок и шесть концертов. Несколько симфоний были исполнены на концерте "Спиричуэл", где он дирижировал оркестром со своего поста руководителя. Зимой 1763-1764 годов семья Моцарта посетила несколько его концертов. После 1765 года он мало выступал, возможно, из-за зависти к Антонио Лолли, феноменальному виртуозу, который стал популярен благодаря новому эффекту, связанному со скордатурой. В период с 1769 по 1772 год Гавинье организовал пять благотворительных концертов для бесплатной школы дизайна. С 1773 по 1777 год вместе с Симоном Ледюком и Госсеком он руководил оркестром Concert Spirituel, за это время оркестр был расширен, а качество исполнения значительно улучшилось. После этого он остался в Париже, но редко выступал на публике. В 1788 году богатая благотворительница завещала ему ежегодную выплату в размере 1500 ливров; однако эта сумма, возможно, не пережила революцию, поскольку в 1790-х годах Гавинье стал играть в оркестре театра на улице Лувуа. Когда в 1795 году была основана Парижская консерватория, Гавинье занял должность профессора скрипки. Говорят, что он был увлеченным и всеми любимым преподавателем. Хотя физические недуги в конце концов вынудили его остаться дома, это не повлияло на его потрясающую технику, и он оставался активным до самой смерти. В 1800 году (или, возможно, в 1794-м) он опубликовал свои знаменитые "Утренники вчетвером" - серию сложных этюдов. Гавинье был обаятельным и приветливым гуманистом. Он никогда не был женат, но у него было множество поклонниц и друзей. Он был другом Ж.-Ж. Руссо и других французских писателей. Отчасти из–за его щедрой натуры – он благоволил к менее состоятельным ученикам, в некоторых случаях давал им бесплатные уроки или даже поддерживал их - он умер в относительной бедности. Самыми ценными вещами, которые он оставил, были несколько рукописей неопубликованных произведений и несколько музыкальных инструментов. Ему были устроены пышные и достойные похороны, на которых присутствовали ученики и друзья; в кортеж входили Госсек, Мехуль и Керубини. Современникам Гавиньес был известен прежде всего как скрипач; почти каждый аспект его игры получал высокую оценку. Больше всего комплиментов он получал за выразительность, чистоту и размеренность своего тембра, а также за замечательную гибкость смычка. Его импровизациями восхищались, а его умение читать по тексту было широко известно. Его собственные этюды отражают интерес к развитию ловкости левой руки и технике игры на смычке. Среди его многочисленных знаменитых учеников были Бодрон, Капрон, М.-А. Генен, Симон Ледюк, Мориа и Л.Х. Пейсбл. Произведения Гавиньеса для скрипки, включающие сонаты, дуэты, концерты и этюды, в какой-то мере отражают его собственное виртуозное мастерство. Все сонаты и дуэты состоят из трех частей. Многие медленные средние части - романсы. В ранних произведениях некоторые финалы имеют форму умеренной темы и вариаций или менуэта. Первые части второй части сонат обычно состоят из двух резко контрастирующих тем. Используется весь диапазон скрипки с необычным акцентом на нижний регистр. Двойная остановка используется по-разному, и в ней много орнамента, несмотря на широкие, размашистые мелодические изгибы. Гавинье был предельно внимателен к динамике и артикуляции, хотя аппликатуры добавлялись нечасто. В дуэтах скрипки играют партии равной важности. Концерты, возможно, лучшие из произведений Гавиньеса, во многом схожи с сонатами, но требуют большей виртуозности. В них много ломаных аккордов, переливов нот одним ударом смычка, точек нажатия педалей, широких мелодических скачков и расширений верхнего регистра. Сольная партия не имеет отдельной темы. Некоторые критики отмечают влияние мангеймской школы, а некоторые считают, что концерты Гавиньеса были предшественниками романтического концерта. Визева и Сент-Фуа почувствовали, что влияние Гавинье заметно в скрипичном концерте Моцарта k211. Этюды из "Утренников в двадцать четвертом" представляют собой вершину скрипичной техники XVIII века. Даже более сложные, чем произведения Тартини, они оставались непревзойденными до появления Паганини. Хотя здесь избегают крайнего верхнего регистра, характерны огромные скачки и сложные пассажи в четвертой-седьмой позициях. Этюды варьируются по стилю от архаичных до прогрессивных и, в отличие от работ многих современников, в каждом произведении проявляются различные настроения и технические проблемы.
Ноты сочинений Пьера Гавинье на сайте библиотеки IMSLP