Гавинье, Пьер
1728 - 1800

Назад

Gaviniés, Pierre

  • Дата рождения: 11 мая 1728 года
  • Место рождения: Бордо
  • Дата смерти: 8 сентября 1800 года
  • Место смерти: Париж

Биография

Пьер Гавинье был французским скрипачом и композитором. Он стал преемником Леклера как главы французской скрипичной школы. Уважение, которым он пользовался, подчеркивается его включением в книгу Файоля "Заметки о Корелли, Тартини, Гавинье, Пуньяни и Виотти" (Париж, 1810) и тем, что Виотти, согласно Пийеле, назвал его "французским Тартини". Его ценили как исполнителя, композитора, педагога и благотворителя.

Гавинье был сыном скрипичного мастера Франсуа Гавинье и Мари Лапорт. Точных сведений о его раннем обучении мало, хотя его талант, несомненно, развивался благодаря артистам, посещавшим мастерскую его отца. Около 1734 года, возможно, для продолжения музыкального образования Пьера, его отец перевез семью и бизнес в Париж. В возрасте 11 лет он выступал на частных концертах, а в 13 лет успешно дебютировал в "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel), исполнив дуэт Леклера вместе со Скрипачом-аббатом, учеником Леклера; нет свидетельств, что Гавинье также был его учеником. Позже, в 1741 году, он исполнил "Весну" из "Времен года" Вивальди в "Духовном концерте", после чего его деятельность остается неизвестной в течение нескольких лет; некоторые полагают, что в этот период он состоял на службе у герцога Орлеанского. С 1748 года Гавинье часто выступал в "Духовном концерте", играя как соло, так и с другими музыкантами, включая скрипача Гиньона, флейтиста Блаве и певицу Мари Фель. Его местонахождение с 1753 по 1759 год остается загадкой, за исключением того факта, что один год он отбывал тюремное заключение за незаконную связь с молодой графиней. В тюрьме он сочинил свою знаменитую "Романс" — произведение, которое появилось во многочисленных версиях при его жизни. В 1759 году он вернулся в "Духовный концерт", а 6 ноября 1760 года его интермедия в трех актах "Мнимый" была представлена театром "Комеди Итальенн".

Начало 1760-х годов, возможно, стало вершиной карьеры Гавинье. Он опубликовал три сборника сонат для скрипки и бассо континуо, один сборник для двух скрипок и шесть концертов. Несколько его симфоний были исполнены в "Духовном концерте", где он дирижировал оркестром с позиции концертмейстера. Зимой 1763–1764 годов семья Моцарта посетила некоторые из его концертов. После 1765 года он редко выступал, возможно, из-за зависти к Антонио Лолли, феноменальному виртуозу, ставшему популярным благодаря новому эффекту, связанному с scordatura. В период с 1769 по 1772 год Гавинье организовал пять благотворительных концертов для бесплатной школы рисования. Вместе с Симоном Ледюком и Франсуа-Жозефом Госсеком он руководил "Духовным концертом" с 1773 по 1777 год, в течение которого времени оркестр был расширен, а качество исполнения значительно улучшилось. После этого он оставался в Париже, но редко играл публично. Богатая благотворительница завещала ему ренту в 1500 ливров в 1788 году; однако рента, возможно, не пережила Революцию, поскольку в 1790-х годах Гавинье занял место в оркестре театра "Рю де Лувуа".

Когда в 1795 году была основана Парижская консерватория, Гавинье принял должность профессора скрипки. Сообщается, что он был увлеченным и любимым учениками преподавателем. Хотя физические недуги в конечном итоге заставили его оставаться дома, его фантастическая техника не пострадала, и он оставался активным до своей смерти. В 1800 году (или, возможно, в 1794) он опубликовал свои знаменитые "Двадцать четыре утренних занятия" — серию сложных этюдов.

Гавинье был обаятельным и приветливым гуманистом. Он никогда не был женат, но у него было много поклонниц и подруг. Он дружил с Жан-Жаком Руссо и другими французскими писателями. Отчасти из-за своей щедрой натуры — он благоволил менее обеспеченным ученикам, в некоторых случаях давая им бесплатные уроки или даже содержа их — он умер в относительной бедности. Самыми ценными вещами, которые он оставил, были несколько рукописей неопубликованных произведений и некоторые музыкальные инструменты. Ему устроили grand и достойные похороны, на которых присутствовали ученики и друзья; в траурной процессии участвовали Госсек, Мегюль и Керубини.

Гавинье был известен своим современникам прежде всего как скрипач; почти каждый аспект его игры удостаивался похвалы. Более всего его щедро хвалили за выразительность, за чистоту и объемность звука и за замечательную гибкость смычка. Его импровизации вызывали восхищение, а его способность читать с листа была широко известна. Его собственные этюды отражают интерес к развитию ловкости левой руки и гибкой смычковой техники. Среди его многих известных учеников были Бодрон, Капрон, Мари-Александр Генен, Симон Ледюк, Мориа и Луи-Оноре Пезибль.

Творчество

Произведения Гавинье для скрипки, включающие сонаты, дуэты, концерты и этюды, раскрывают кое-что из его собственной виртуозности. Все сонаты и дуэты состоят из трех частей. Многие медленные средние части представляют собой романсы. В ранних произведениях некоторые финалы выполнены в форме умеренной темы с вариациями или менуэта. Первые части второго сборника сонат обычно имеют две сильно контрастирующие темы. Используется весь диапазон скрипки, с необычным акцентом на нижнем регистре. Двойные ноты применяются различными способами, и, несмотря на широкие, размашистые мелодические кривые, присутствует обильная орнаментика. Гавинье был чрезвычайно подробен в отношении динамики и артикуляции, хотя аппликатура проставлялась редко. В дуэтах скрипки имеют партии равной важности.

Концерты, возможно, лучшие произведения Гавинье, разделяют многие черты с сонатами, но требуют большей виртуозности. Здесь в изобилии встречаются разложенные аккорды, россыпи нот в одном смычке, органные пункты, широкие мелодические скачки и расширения в верхний регистр. Сольная партия не имеет отдельной темы. Некоторые критики усматривают влияние мангеймской школы, а некоторые полагают, что концерты Гавинье были предшественниками романтического концерта. Визева и Сен-Фуа считали, что влияние Гавинье очевидно в скрипичном концерте Моцарта K211.

Этюды из сборника "Двадцать четыре утренних занятия" представляют собой вершину скрипичной техники XVIII века. Будучи даже более сложными, чем произведения Тартини, они оставались непревзойденными вплоть до появления Паганини. Хотя крайний верхний регистр избегается, характерными чертами являются огромные скачки и сложные пассажи в четвертой-седьмой позициях. Этюды различаются по стилю от архаичных до прогрессивных и, в отличие от этюдов многих современников, демонстрируют различные настроения и технические задачи в пределах каждой пьесы.

Произведения

Сценические произведения:

  • "Мнимый" ("Le prétendu"), интермедия в 3-х актах (Париж, 1760)

Вокальные произведения:

  • "Как сладко, как очаровательно" ("Qu’il est doux, qu’il est charmant") [Романс Гавинье] (ок. 1755)
  • "Боятся обязательств" ("On craint un engagement") [Романс из "Мнимого"]
  • "Вы всё время говорите мама" ("Vous dittes toujours maman"), романс
  • Аранжировки и песни в современных антологиях

Оркестровые произведения:

  • 6 концертов для скрипки соло, струнных, 2 гобоев и 2 валторн, соч. 4 (1764)
  • "Последний этюд в форме концерта" ("Dernière étude en concerto") для скрипки соло (1805), утеряно
  • 2 концерта для скрипки
  • "Первая сюита на рождественские песни" ("1re suite sur des noëls") для скрипки и 2 оркестров
  • "Вторая сюита на рождественские песни" ("2me suite sur des noëls")
  • Чакона (интерлюдия для постановки "Ипполит и Арисия" Рамо, 1767), утеряна

Камерная музыка:

  • 6 сонат для скрипки и бассо континуо, соч. 1 (1760)
  • "Сборник арий на 3 партии" ("Recueil d’airs à 3 parties") для 2 скрипок и альта/виолончели (ок. 1763)
  • 6 сонат для скрипки и бассо континуо, соч. 3 (1764)
  • 6 сонат для 2 скрипок, соч. 5 (ок. 1774)
  • 3 сонаты для скрипки, виолончель ad lib (1801) [№1 озаглавлена "Гробница"]
  • Соната для скрипки и контрабаса

Прочие инструментальные произведения:

  • "Двадцать четыре утренних занятия" ("Vingt-quatre matinées"), этюды для скрипки (1800 [по Фети, 1794])
  • Соната для клавесина

Ноты сочинений Пьера Гавинье на сайте библиотеки IMSLP